ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ.
Вмешательство - различные методы воздействия на экономику: бюджетное и денежно-кредитное регулирование. Методы вмешательства делятся по характеру воздействия на субъект на прямые и косвенные. По характеру рычагов: экономические и административные. Государство может воздействовать как экономическими методами: налоги, субсидии, цены, так и административными: законодательство. Понятие вмешательство шире, чем понятие регулирование.
Экономическое воздействие (налоги, субсидии, цены). D MC
1) Цены. Pm
1)Qd>Qs Pc E
2)Qs>Qm Pp
Точка E: MСÇD и при Pc: Qs = Qd = Qc > Qm D
Pp – потолок цены
Pm – цена монополиста Qm Qs Qc Qd
Pc – цена на конкурентном рынке
МР
2) Налоги
P MC=AC=const
т – tax rate
В результате введения налога
Q – уменьшилось, а Р - выросла
P1
Pm МС + т
т
МС
D
Q1 Qm MR Q
На рынке совершенной конкуренции налог ложится на плечи потребителей, на рынке чистой монополии происходит меньшее сокращение объемов продаж и меньший рост цены по сравнению с РСК. Так как наклон МР в два раза меньше Þ изменение цены, а значит и налоговое бремя будут в 2 раза меньше.
3) Субсидии
РСК: Объем продаж вырастет + субсидия достанется покупателю
РЧМ: Обем продаж вырастет в меньшем объеме + субсидия пополам между производителем и покупателем.
Ценообразование в условиях естественной монополии.
В полной мере проявляется эффект масштаба. В основном естетсвенные монополии возникают в социально-производственной инфраструктуре: газ, тепло, свет, почта. Так как экономически невыгодно разрушать монополии на таких рынках возникает проблема регулирования цен для таких монополий.
F – minimum AC
D Закаляканная область – убытки при цене Pc
МС
Pm
Popt F
Pc
Qm Qopt Qc
МР
1) Ценообразование без вмешательства государства: Qm: MRÇMC, из Qm определяем Pm: если не регулировать, то монополия установит цену Pm – эта цена слишком высока для общества Þ государство вмешивается.
2) Ценообразование с вмешательством государства: Регулирующий орган устанавливает общественно оптимальную цену (цену, способствующую максимально эффективному распределению ресурсов между отраслями): эта цена соответствует цене, складывающейся на рынке совершенной конкуренции (Pc: МСÇD). При цене Рс в обществе достигается равновесие в распределении.
Последствия установления такой цены:
А) цена упадет до уровня Рс, объем продаж вырастет до уровня Qc
Б) но при цене Рс =МС(Qc): АС(Qc)>Pc Þ монополия несет убытки Þ необходимо субсидирование Þ рост налогов Þ как правило общество отказывается от такого ценообразования
3) Popt: ACÇD Popt=AC(Qopt) – справедливое компромиссное ценообразование. В этом случае экономическая прибыль монополии равна нулю, бухгалтерская прибыль больше нуля. Таким образом государство добивается существенного снижения цены на рынках естественных монополий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.