самое большое изменение выручки за счёт реализации на 36376 тыс. руб произошло у муки хлебопекарной высшего сорта фасованной по 2кг, за 5 лет реализация увеличилась с 801 до 1317 тыс. шт при этом цена возросла практически в 2 раза, что объясняется спросом на данный вид продукции и издержки.
Хлеб «Отрубной сарептский», наоборот потерял спрос и сократился с 440 тыс. шт. до 270 тыс. шт, при том что цена за 1 ед. товара, возросла не значительно - на 2 рубля за 5 лет. Очевидно, что производить этот вид продукта не выгодно.
Выручку от реализации можем видеть на гистограмме рис. 6.
Рис.6. Выручка от реализации продукции в ООО «Сарептская мельница»
Индивидуальные индексы
1)Индивидуальный индекс количества реализованной продукции:
- круппа манная *100 = *100 = 0,86 или 86%
- мука *100 = *100 = 1,45 или 145%
-хлеб *100 = *100 = 0,99 или 99%
- батон *100 = *100 = 1,2 или 120%
- сдоба *100 = *100 = 0,89 или 89%
2) Индивидуальный индекс средней цены реализации:
- круппа манная *100 = *100 = 1,78 или 178%
- мука *100 = *100 =1,62 или 162%
- хлеб *100 = *100 =1,38 или 138%
- батон *100 = *100 =2,09 или 209%
- сдоба *100 = *100 =1,71 или 171%
3) Индивидуальный индекс выручки от реализации:
- крупа манная *100 = *100 = 1,54 или 154%
- мука *100 = *100 = 1,55 или 155%
- хлеб *100 = *100 = 1,28 или 128%
- батон *100 = *100 = 1,54 или 154%
- сдоба *100 = *100 =1,53 или 153%
Общие индексы
Общий индекс выручки от реализации продукции в целом по предприятию:
= *100 = *100 = 1,53 или 153%
Общий индекс цен реализации по предприятию
= *100 = *100 = 1,65 или 165%
Общий индекс количества реализованной продукции в целом по предприятию:
= *100 = *100 = 0,94 или 94%
Индексный анализ показал, что в отчетном периоде выручка предприятия увеличилась на 53%, это произошло за счет увеличения цен на 65%, а незначительное (на 6%) снижение объема реализации продукции не оказало значительного влияния на результат.[35,стр42]
2.3. Оценка рынков сбыта продукции
Рынок сбыта продукции – это часть рынка, в пределах которой осуществляется, сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка.[
Рынок сбыта товара можно условно разделить на несколько частей:
• потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент);
• знают о товаре, но не приобретают его;
• приобретают продукцию конкурентов;
• приобретают нашу продукцию.
Маркетинговой
стратегией ООО «Сарептская мельница» является увеличение объема продаж путем
расширения рынков сбыта, и увеличение доли предприятия на занимаемых рынках
сбыта мукомольной и хлебной продукции, повышение конкурентоспособности выпускаемых
новых изделий.
Реализация данной стратегии базируется на
следующих целевых установках:
максимальное расширение поставок муки по
ближайшим городам, сохранение и постепенное расширение рынка сбыта
хлебобулочных изделий в черте города; снижение
себестоимости за счёт внедрения новых более экономичных технологий; расширение рынков сбыта за счет освоения
новых технологий упаковки.
Объем производства мукомольной продукции является одним из основных показателей, характеризующих деятельность мукомольных предприятий. От его величины зависят объем реализации продукции, уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовые показатели. Поэтому анализ эффективности реализации следует начинать с изучения объема производства продукции. Количество произведенной и реализованной продукции определяется, с одной стороны, потребностями рынка самого предприятия, с другой имеющимися возможностями. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции проводят в целом, по видам продукции и по внутрихозяйственным подразделениям. Динамика производства и реализации продукции в ООО «Сарептская мельница»в 2007-2011гг. представлена в таблице 7.
Таблица 7
Динамика производства и реализации продукции в ООО «Сарептская мельница»
Год динамики |
Объем производства продукции |
Объем реализации продукции |
||||
тыс. руб. |
темпы роста, % |
тыс. руб. |
темпы роста, % |
|||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||
2007 |
12352 |
- |
- |
12956,00 |
- |
- |
2008 |
14231 |
115,21 |
115,21 |
14124,00 |
109,01 |
109,01 |
2009 |
11552 |
93,52 |
81,17 |
12432,00 |
95,95 |
88,02 |
2010 |
13167 |
106,59 |
113,98 |
12897,00 |
99,54 |
103,8 |
2011 |
13834 |
111,99 |
105,06 |
13049,00 |
100,71 |
101,7 |
За исследуемый период совокупный объем производства и реализации продукции повысился на 12% и 0,7% . В целом динамика производства и реализации продукции была положительной. Далее необходимо изучить ассортимент реализуемой продукции, поскольку он оказывает большое влияние на результаты хозяйственной деятельности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятия должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции помимо определения текущих и перспективных потребностей покупателей, включает в себя принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы экономически неэффективной продукции.
В настоящее время ООО «Сарептская мельница» как и все мукомольные предприятия региона, находится в достаточно сложных финансовых условиях, не смотря на это, предприятие уделяет ассортиментной политике большое значение. Потому что влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учётом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции помимо определения текущих и перспективных потребностей покупателей, включает в себя принятие современных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревшей и экономически неэффективной продукции, а также оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции [32, с. 64].
Оценка изменений ассортимента и структуры продукции в
ООО «Сарептская мельница» за исследуемый период (Таблица 8) показала, что доля реализации муки увеличилась почти на 45,3%, хлеба незначительно уменьшилась – на 0,04%, батон увеличился – на 20%,сдоба уменьшилась – на 10%, крупа манная уменьшилась – на 13% соответственно.
Таблица 8
Ассортимент и структура продаж основных видов продукции
в ООО «Сарептская мельница» в 2007,2011 гг.
Вид продукции |
Объем продаж продукции, тыс. шт |
Темп роста, % |
Структура продаж, % |
Изменение в структуре продаж (+,-) |
|||
2007 г. |
2011 г. |
2007 г. |
2011 г. |
абсолют-ные |
относительные |
||
Крупа манная (0,5кг) |
3526 |
3038 |
86,15 |
27 |
23,2 |
-488 |
-3,8 |
Мука в т.ч |
1067 |
1551 |
145 |
8 |
12 |
484 |
4 |
мука хлебопекарная (высш.сорт/перв.сорт)50кг. |
106 |
68 |
64 |
0,8 |
0,52 |
-38 |
-0,28 |
мука хлебопекарная высший -10 кг. |
160 |
166 |
104 |
1,2 |
1,3 |
6 |
0,1 |
мука хлебопекарная высший - 2 кг. |
801 |
1317 |
164 |
6,1 |
10 |
516 |
3,9 |
Хлеб в т.ч. |
7569 |
7566 |
99 |
58 |
58 |
-3 |
0 |
хлеб «отрубной сарептский» |
440 |
270 |
61 |
3 |
2 |
-170 |
-1 |
хлеб «пеклеванный подовый» |
587 |
540 |
92 |
4,5 |
4 |
-47 |
-0,5 |
хлеб «пеклеванный сарептский» |
195 |
180 |
92 |
1,5 |
1,4 |
-15 |
-0,1 |
хлеб «пшеничный сарептский» |
1234 |
1182 |
96 |
9,5 |
9 |
-52 |
-0,5 |
хлеб «домашний сарептский» |
801 |
794 |
99 |
6,4 |
6 |
-7 |
0,4 |
хлеб«заварной сарептский» |
440 |
400 |
91 |
3,6 |
3 |
-40 |
-0,6 |
хлеб «чесночный» |
252 |
270 |
107 |
2,5 |
2 |
18 |
-0,5 |
хлеб «ароматный» |
802 |
888 |
111 |
6 |
7 |
86 |
1 |
хлеб «богатырский» |
2771 |
2970 |
107 |
21 |
23 |
199 |
2 |
Хлебец «ржаной сарептский» |
47 |
72 |
153 |
0,3 |
0,5 |
25 |
0,2 |
Батон в т.ч |
600 |
720 |
120 |
4,6 |
5,5 |
120 |
0,9 |
батон нарезной «сарептский» |
160 |
180 |
112,5 |
1,8 |
1,4 |
20 |
-0,4 |
батон «мельничный» |
440 |
540 |
123 |
3,4 |
4 |
100 |
0,6 |
Сдоба в т.ч |
194 |
174 |
87 |
1,5 |
1,3 |
-20 |
-0,2 |
Сдоба «восточная сладость» |
44 |
39 |
89 |
0,3 |
0,3 |
-5 |
0 |
сдоба «лучинская» |
44 |
40 |
91 |
0,3 |
0,3 |
-4 |
0 |
сдоба «маковая» |
106 |
95 |
90 |
0,8 |
0,7 |
-11 |
-0,1 |
Итого |
12956 |
13049 |
100 |
100 |
73 |
1,12 |
Реализация отрубного хлеба снизилась на 38,6 % в связи с тем, что товар находится на стадии «падения», а вот хлеб богатырский увеличил свои продажи на 7%. В муке мы наблюдаем ситуацию, что спрос на муку высшего сорта фасованную по 50кг упал на 35%, но в общем по муке наблюдается рост продаж, из-за повышения спроса на муку высшего сорта фасованную по 2кг на 64%, в связи с ростом розничных сетей, и удобством транспортировки. Таким образом наблюдается положительная тенденция.
По результатам таблицы 8, составляем гистограмму соотношение продаж.
Рис. 7. Соотношение объёмов продаж
В гистограмме видно изменение в структуре продаж, по сравнению с 2007 годом в 2011 году продажа муки возросла на 4% и составило 12% от общего объёма продаж, продажи батона увеличились на 0,9% , хлеб остался на той же позиции и составил 58%, так же уменьшение произошло у сдобы и муки манной на 0,2% и 3,8% соответственно от общего объёма продаж.
Эффективность управления товародвижением и сбытом продукции в значительной степени определяется правильно поставленной целью перед коллективом и выбором рациональных методов и достижения. В хозяйстве применяются административные (приказы, распоряжения, указы, положения), экономические и социально-психологические методы управления, предполагающие обязательное выполнение указаний руководителя, в противном случае неизбежна как дисциплинарная, так и материальная ответственность [11, с. 97].
Для эффективной реализации продукции большое значение имеет сбыт продукции, выбор каналов ее реализации. Большинство продукции реализуется по договорам купли-продажи. К сожалению, на предприятии не заключаются государственные контракты, которые обеспечивают гарантированный сбыт продукции.
Дальнейший анализ предполагает экономическую оценку рынков сбыта продукции (табл. 9), поскольку от них зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.
Таблица 9
Оценка рынков сбыта основных видов продукции
в ООО «Сарептская мельница»
Годы |
Виды продукции |
|||||||||||||
Мука |
Хлеб |
Батон |
Крупа манная |
Сдоба |
||||||||||
шт |
% |
шт |
% |
шт |
% |
шт |
% |
шт |
% |
|||||
Продано всего: |
||||||||||||||
2007 |
1067 |
100,00 |
7569 |
100,00 |
600 |
100,0 |
3526 |
100,00 |
194 |
100,00 |
||||
2008 |
1128 |
100,00 |
8567 |
100,00 |
635 |
100,0 |
4231 |
100,00 |
185 |
100,00 |
||||
2009 |
1235 |
100,00 |
7128 |
100,00 |
682 |
100,0 |
3562 |
100,00 |
186 |
100,00 |
||||
2010 |
1440 |
100,00 |
7231 |
100,00 |
704 |
100,0 |
3837 |
100,00 |
197 |
100,00 |
||||
2011 |
1551 |
100,00 |
7566 |
100,00 |
720 |
100,0 |
3038 |
100,00 |
174 |
100,00 |
||||
Внешний рынок (организациям) |
||||||||||||||
2007 |
430 |
41 |
2350 |
31 |
0 |
0 |
1689 |
48 |
0 |
0 |
||||
2008 |
489 |
43 |
3521 |
41 |
0 |
0 |
1566 |
37 |
0 |
0 |
||||
2009 |
481 |
39 |
2675 |
37,5 |
0 |
0 |
1735 |
48,7 |
0 |
0 |
||||
2010 |
521 |
36 |
2678 |
37 |
0 |
0 |
2010 |
52,3 |
0 |
0 |
||||
2011 |
783 |
51 |
3576 |
47 |
0 |
0 |
1162 |
38 |
0 |
0 |
||||
Внутренний рынок (собственная розничная сеть) |
||||||||||||||
2007 |
637 |
59 |
5219 |
69 |
600 |
100,0 |
1837 |
52 |
194 |
100,00 |
||||
2008 |
639 |
57 |
5046 |
59 |
635 |
100,0 |
2665 |
63 |
185 |
100,00 |
||||
2009 |
754 |
61 |
4453 |
62,5 |
682 |
100,0 |
1827 |
51,3 |
186 |
100,00 |
||||
2010 |
919 |
64 |
4553 |
63 |
704 |
100,0 |
1827 |
47,7 |
197 |
100,00 |
||||
2011 |
768 |
49 |
3990 |
53 |
720 |
100,0 |
1876 |
62 |
174 |
100,00 |
||||
Товаропроизводитель должен четко определять собственные рынки сбыта, чтобы произведенную продукцию на предприятии можно было не только продать, но главным образом извлечь от объема продаж максимальную прибыль, которая сделает предприятие финансово устойчивым и даст возможность в будущем нормально функционировать и развиваться. Реализация продукции ООО «Сарепсткая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.