· отсутствие всякой координации, каждая фирма принимает решения несогласованно (ценовая война, агрессивная торговая политика)
3) по степени антагонизации:
· в состоянии войны
· в состоянии перемирия
· в состоянии мира
4) характеру рычагов взаимодействия
· рычаги – объемы: модель Курно
· рычаги – цены: модель ценового лидерства
Модель дуополии Курно.
Исследование математических принципов в теории богатства.
Дуополия – взаимодействие 2-х фирм на рынке.
Посылки построения модели:
1) 2 фирмы
2) каждая фирма максимизирует свою прибыль
3) каждая из фирм способна полностью удовлетворить рыночный спрос
4) функции издержек у фирм одинаковые
5) производство абсолютно однородно
6) обе фирмы знают кривую рыночного спроса
Задача: найти объем производства каждой фирмы таким образом, чтобы прибыль была максимальной.
Каждая из фирм объем производства конкурента принимает как величину заданную Þ фирма предполагает, что какой-то объем q1 – выпускает конкурент, удовлетворяя рыночный спрос. Другая фирма думает, что q2 – выпускает первая фирма, удовлетворяя рыночный спрос. Þ несогласованность решений.
Модель Курно:
P = 10 – Q – линия спроса, Q = q1 + q2, TC1=2q1, TC2=2q2
1 шаг) q2 = 0; Q = q1; q1=10 - p1; MR1 = 10 – 2q1 = MC1 = 2
q11 = 4; p11 = 6; E11 = (4,6) - второй индекс означает номер шага
2 шаг) q2 = Q – q1 = (10 – P) – 4 = 6 – P; P = 6 – q2 - для второй фирмы
MR2 = 6 – 2q2 = MC = 2; q22 = 2; p22 = 4; Q = 6; P = 4; E22 = (2,4)
3 шаг)q1 = Q – q = (10 – P) – 2 = 8 – P; P = 8 – q1
MR1 = 8 – 2q1 = MC1 = 2; q13 = 3; p13 = 5 и т.д.
В итоге оптимизируются объемы ( шагов столько сколько необходимо для оптимального решения данной задачи: т.е. для нахождения q1, q2, таких что:
MR1 = MC1 + 2 q1: p(q1)®max q1 = f(q2)
MR2 = MC2 = 2 q2: p(q2)®max q2 = f(q1)
Модель Курно в общем виде:
p(q1) = (Pq1 – TC1)®max p’(q1) = 0 ∂P/∂q1 * q1 + P - MC1 = 0 кривые
p(q2) = (Pq2 – TC2)®max p’(q2) = 0 ∂P/∂q2 * q2 + P – MC2 = 0 реакции
фирм
q1 = f(q2)
кривые реакции фирм - это кривые которые выражают зависимость
q2 = f(q1) выпуска одной фирмы от выпуска другой фирмы
Для исходной задачи:
q1 = 4 – 0.5q2
Þ q1 = q2 = 2,(6) Q = 5,(3)
q2 = 4 – 0.5q1
Идентичность обоих уравнение вызвана тем, что издержки обеих фирм одинаковы.
q1
5
q1 = f(q2)
4 E
q2 = f(q1)
4 8 q1
E - точка равновесия Курно
Картель – объединение фирм в котором самостоятельно определяются общий выпуск, рыночная цена, объем продаж, а прибыль делится между участниками. Полностью скоординированная дуополия превращается в чистую монополию (картельное объединение). Чем меньше отличаются друг от друга фирмы (по техническим параметрам, по размерам), тем устойчивей картель.
Образование картеля.
P = 10 – Q; Q = q1 +q2; TC1 = TC2 = 2q1 = 2q2; MR = MC; MR = 10 – 2Q; Q0 = 4; P0 = 6;
q1 + q2 = Q0
q01 = 2 ; q02 = 2; P = 6
Если фирма стремится к увеличению продаж Þ объем продаж растет Þ цена падает Þ p(q)®0. Ломанная кривая спроса,. Олигополистическое ценообразование – жесткость цен.
Нескоординированная олигополия.
Если одна фирма будет снижать цену Þ конкуренты будут также снижать цену
Частично скоординированная олигополия (модель директивных цен).
Одна из фирм берет на себя роль лидера в ценообразовании, руководствуясь собственными интересами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.