Государственное регулирование на рынке чистой монополии, ценообразование в условиях естественной монополии. Рынки монополистической конкуренции. Ценообразование на рынках факторов производства, рынок труда, страница 2

РЫНКИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ (РМК).

Особенности РМК.

1)  относительно большое количество производителей (несколько десятков не слишком больших компаний)

2)  продукция взаимозаменяема и разнообразна (неоднородна)

3)  огромная роль рекламы на этих рынках

4)  каждая фирма имеет ограниченный контроль над ценами

5)  фирм должно быть достаточно много, чтобы они не могли вступить в тайный сговор

6)  между ними отсутствует взаимозависимость

7)  преодолимые барьеры (“мягкие барьеры”)

Стратегия фирмы монополистического кокурента в краткосрочном периоде.

         P

     Pmk                                                     MC

                                                                               AC

                                  Qmk     MR                            Q

Qmk: MR=MC:  Qmk->Pmk: цену устанавливает сам, но с учетом кривой спроса

Равновесие на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.

Существуют тенденции к нулевой экономической прибыли (к безубыточности приозводства), благодаря наличию конкуренции.

Количество покупателей на одну фирму меняется Þ кривая спроса меняет свое положение для отдельной фирмы. В точке Курно экономическая прибыль равна нулю иначе в эту отрасль могут войти другие фирмы и прибыль для отдельной фирмы упадет.

P

P0                                                        MC      AC


                            Q0                                           Q1

                                    MR                        Q                     

AC – в долгосрочном периоде всегда касается кривой спроса

В долгосрочном периоде из-за конкуренции экономическая прибыль обращается в ноль. В долгосрочном периоде цена всегда выше минимума средних издержек..

Последствия существования рынков монополистической конкуренции.

1) неэффективные по сравнения с РСК (P0 > min AC)

2) ресурсы используются неэффективно: оценка этого товара потребителями                   (P0) больше чем альтернативные затраты (МС)

3) существует избыток производственных мощностей: Q1-Q0 – из-за дифференциации   продукции.

Роль рекламы на РМК.

Для рынка характерна неценовая конкуренция, рыночная власть небольшая, т.к. эластичность спроса большая (следует из индекса Лернера)ю Реклама повышает издержки фирмы, но и увеличивает спрос Þ вырастает прибыль.

РЫНОК ОЛИГОПОЛИИ.

Основные черты рынка олигополии. Типы взаимодействия фирм.

1)  3-4-5 фирм. Количество фирм должно быть на столько большим, чтобы они оказались зависимыми в принятии экономических решений, т.е. решение принимаемое одной фирмой не может не сказаться на остальных фирмах.

2)  продукция может быть  как стандартизованной (аллюминий), так и дифференцируемой (сигареты, автомобили, моющие средства) – различные продукты с одним назначением.

3)  Практически непреодолимые барьеры: Факторы их создающие:

·  Экономия на издержках – эффект масштаба

·  Патент, лицензия

·  Собственность на какой-либо ресурс, контроль над стратегическим сырьем

·  Огромные затраты на рекламу

4)  степень конкуренции: высокий контроль над ценами, велика рыночная власть, но сильна взаимозависимость фирм Þ контроль согласований Þ согласование ценообразования.

Любая фирма какое бы решение она не приняла, она должна суметь просчитать реакцию конкурентов, но ответные действия соперников не определимы Þ рынок черезвычайно сложен для определения теории ценообразования. Рынок олигополии не имееет единственной теории ценообразования.

Отдельный олигополист не может построить линию спроса Þ сложно принимать различные решения.

Основные типы взаимодействия фирм на рынке олигополии.

Основные типы взаимодействия фирм на рынке олигополии делятся по:

1)  критерию деятельности

2)  степени координации

·  полностью скоординированная олигополия ( взаимодействие фирм, объединившихся в виде картели и принимающих совместные решения)

·  частично скоординированная олигополия (например: наличие в отрасли ценового лидера, деятельность других фирм подчинена ему в этой области)

·  добровольное сотрудничество