РЫНКИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ (РМК).
Особенности РМК.
1) относительно большое количество производителей (несколько десятков не слишком больших компаний)
2) продукция взаимозаменяема и разнообразна (неоднородна)
3) огромная роль рекламы на этих рынках
4) каждая фирма имеет ограниченный контроль над ценами
5) фирм должно быть достаточно много, чтобы они не могли вступить в тайный сговор
6) между ними отсутствует взаимозависимость
7) преодолимые барьеры (“мягкие барьеры”)
Стратегия фирмы монополистического кокурента в краткосрочном периоде.
P
Pmk MC
AC
Qmk MR Q
Qmk: MR=MC: Qmk->Pmk: цену устанавливает сам, но с учетом кривой спроса
Существуют тенденции к нулевой экономической прибыли (к безубыточности приозводства), благодаря наличию конкуренции.
Количество покупателей на одну фирму меняется Þ кривая спроса меняет свое положение для отдельной фирмы. В точке Курно экономическая прибыль равна нулю иначе в эту отрасль могут войти другие фирмы и прибыль для отдельной фирмы упадет.
P
P0 MC AC
Q0 Q1
MR Q
AC – в долгосрочном периоде всегда касается кривой спроса
В долгосрочном периоде из-за конкуренции экономическая прибыль обращается в ноль. В долгосрочном периоде цена всегда выше минимума средних издержек..
Последствия существования рынков монополистической конкуренции.
1) неэффективные по сравнения с РСК (P0 > min AC)
2) ресурсы используются неэффективно: оценка этого товара потребителями (P0) больше чем альтернативные затраты (МС)
3) существует избыток производственных мощностей: Q1-Q0 – из-за дифференциации продукции.
Роль рекламы на РМК.
Для рынка характерна неценовая конкуренция, рыночная власть небольшая, т.к. эластичность спроса большая (следует из индекса Лернера)ю Реклама повышает издержки фирмы, но и увеличивает спрос Þ вырастает прибыль.
РЫНОК ОЛИГОПОЛИИ.
Основные черты рынка олигополии. Типы взаимодействия фирм.
1) 3-4-5 фирм. Количество фирм должно быть на столько большим, чтобы они оказались зависимыми в принятии экономических решений, т.е. решение принимаемое одной фирмой не может не сказаться на остальных фирмах.
2) продукция может быть как стандартизованной (аллюминий), так и дифференцируемой (сигареты, автомобили, моющие средства) – различные продукты с одним назначением.
3) Практически непреодолимые барьеры: Факторы их создающие:
· Экономия на издержках – эффект масштаба
· Патент, лицензия
· Собственность на какой-либо ресурс, контроль над стратегическим сырьем
· Огромные затраты на рекламу
4) степень конкуренции: высокий контроль над ценами, велика рыночная власть, но сильна взаимозависимость фирм Þ контроль согласований Þ согласование ценообразования.
Любая фирма какое бы решение она не приняла, она должна суметь просчитать реакцию конкурентов, но ответные действия соперников не определимы Þ рынок черезвычайно сложен для определения теории ценообразования. Рынок олигополии не имееет единственной теории ценообразования.
Отдельный олигополист не может построить линию спроса Þ сложно принимать различные решения.
Основные типы взаимодействия фирм на рынке олигополии.
Основные типы взаимодействия фирм на рынке олигополии делятся по:
1) критерию деятельности
2) степени координации
· полностью скоординированная олигополия ( взаимодействие фирм, объединившихся в виде картели и принимающих совместные решения)
· частично скоординированная олигополия (например: наличие в отрасли ценового лидера, деятельность других фирм подчинена ему в этой области)
· добровольное сотрудничество
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.