Задание 3. Анализ управленческих документов
Текст:
«Для проверки готовности школ к новому учебному году прошу об укомплектованности штата учителей»
I. Описательная модель текста:
1. Список знаменательных слов
1. для проверки
2. готовности
3. школ
4. к новому
5. учебному
6. году
7. прошу
8. об укомплектованности
9. штата
10. учителей
Вывод: в тексте 10 знаменательных слов.
2. Определение фразеологизмов и клише
Фразеологизмов нет. К устойчивым сочетаниям можно отнести обороты:
- новый учебный год
- проверка готовности
- укомплектованность штатов учителей
Все названные обороты, применяемые в официально-деловом и публицистическом стилях, мы будем рассматривать как устойчивые клише (= одно слово).
В результате получаем следующий перечень знаменательных слов и клише:
1. для проверки готовности
2. школ
3. к новому учебному году
4. прошу
5. об укомплектованности штата учителей
Вывод: в тексте 5 «слов».
3. Определение главных и зависимых «слов»
Результаты анализа:
1. для проверки готовности (прошу)
2. школ (готовности)
3. к новому учебному году (готовности)
4. прошу
5. об укомплектованности штата учителей (прошу)
4. Составление перечня сведений
Корневое слово – прошу. Оно не является зависимым ни в каком словосочетании, т.е. оно призвано передавать свойство среды управления в целом. Однако слово «просить» - неполнозначное, в полной мере не передает сущность действия, которое должно совершиться в среде управления.
Связующие слова – «для проверки готовности»; «к учебному году», «об укомплектованности штатов».
Оконечные слова: «школ», «новому», «учителей».
Основное сведение о среде управления предусмотрено одно. Оно должно отвечать на вопрос: «Какое действие должно совершиться в среде управления?». Однако в самом тексте управленческого документа не содержится точного обозначения характера действия, есть только указание на его мягкую побудительную форму («прошу»).
Значения основного сведения о среде управления можно частично восстановить из контекста, проанализировав связующие и оконечные слова первого уровня.
На первом уровне связующим словом являются сочетания:
- «для проверки готовности»
- «об укомплектованности штата»
Получаем следующий перечень сведений:
- «Прошу с какой целью?» - для проверки готовности (связующее «слово» первого уровня). Характеристика целевой направленности управленческого действия
- «Прошу о чем?» - об укомплектованности штата (оконечное «слово» первого уровня). Характеристика состава управленческого действия.
Следом нужно обозначить сведения, название которых основывается на связующих словах первого уровня. В нашем тексте к оконечным «словам» второго уровня относятся 2:
- «школ»
- «учителей»
На этом уровне формируются следующие сведения:
- «Готовности чего (кого)?» - школ (оконечное слово второго уровня). Это характеристика предмета, осмысляемого в ходе управленческого действия.
- «Об укомплектованности какого штата?» - учителей (оконечное слово второго уровня). Уточнение характеристики состава управленческого действия.
В тексте есть также связующее слово второго уровня:
– «Готовности к чему?» - к учебному году (связующее слово второго уровня). Характеристика состояния предмета, участвующего в качестве предмета в управленческом действии.
Есть также оконечное слово третьего уровня – «новому»:
- «К какому учебному году?» – новому (оконечное слово третьего уровня)
II. Семантическая модель текста
Первый шаг – определение слов, являющихся главными в словосочетаниях текста:
1. Прошу
2. Проверка
3. Готовности
4. Школ
5. Укомплектованность
6. штатов
7. учебный
8. год
Второй шаг – определение семантических значений главных слов, полученных в предыдущем шаге:
1. Прошу - просить
· обращаться к кому-н. с просьбой о чем-н.
· хлопотать, вступаться за кого-н.
· приглашать звать.
2. Проверка – от «проверить»
· удостовериться в правильности чего-н., обследовать с целью надзора, контроля.
· Подвергнуть испытанию для выяснения чего-н.
3. Готовность
· Согласие сделать что-н.
· Состояние, при котором все сделано, все готово.
4. Школа
· Учебное заведение
· Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку.
· Направление в области науки, искусства.
5. Укомплектованность – от «комплектовать»
· Пополнять до комплекта, составлять
6. Штат
· Постоянный состав сотрудников какого-н. учреждения
· Положение о числе сотрудников и должностей учреждения и их функциях
7. Учебный
· Относящийся к учению, обучению;
· Такой, где производится подготовка, тренировка для какого-н. рода службы
8. Год
· Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца – 12 календарным месяцам
· Промежуток времени, в который завершается цикл каких-нибудь занятий, работ;
· (мн.) период времени в некоторое количество лет;
· (мн.) в сочетании с порядк. числ. – промежуток времени в пределах десятилетия.
· (род. Мн.) возраст.
Третий шаг – определение актуального аспекта лексического значения слова, следующего из контекста.
1. Прошу - просить
· актуальное значение – первое, главное: «обращаться к кому-н. с просьбой о чем-н.»
2. Проверка – от «проверить»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.