Анализ управленческого документа с текстом "Для проверки готовности школ к новому учебному году прошу об укомплектованности штата учителей"

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Задание 3.  Анализ управленческих документов

Текст:

«Для проверки готовности школ к новому учебному году прошу об укомплектованности штата учителей»

I. Описательная модель текста:

1. Список знаменательных слов

1. для проверки

2. готовности

3. школ

4. к новому

5. учебному

6. году

7. прошу

8. об укомплектованности

9. штата

10. учителей

Вывод: в тексте 10 знаменательных слов.

2. Определение фразеологизмов и клише

Фразеологизмов нет. К устойчивым сочетаниям можно отнести обороты:

- новый учебный год

- проверка готовности

- укомплектованность штатов учителей

Все названные обороты, применяемые в официально-деловом и публицистическом стилях, мы будем рассматривать как устойчивые клише (= одно слово).

В результате получаем следующий перечень знаменательных слов и клише:

1. для проверки готовности

2. школ

3. к новому учебному году

4. прошу

5. об укомплектованности штата учителей

Вывод: в тексте 5 «слов».

3. Определение главных и зависимых «слов»

Результаты анализа:

1. для проверки готовности (прошу)

2. школ (готовности)

3. к новому учебному году (готовности)

4. прошу

5. об укомплектованности штата учителей (прошу)

 4. Составление перечня сведений

Корневое слово – прошу. Оно не является зависимым ни в каком словосочетании, т.е. оно призвано передавать свойство среды управления в целом. Однако слово «просить» - неполнозначное, в полной мере не передает сущность действия, которое должно совершиться в среде управления.

Связующие слова – «для проверки готовности»; «к учебному году», «об укомплектованности штатов».

Оконечные слова: «школ», «новому», «учителей».

Основное сведение о среде управления предусмотрено одно. Оно должно отвечать на вопрос: «Какое действие должно совершиться в среде управления?». Однако в самом тексте управленческого документа не содержится точного обозначения характера действия, есть только указание на его мягкую побудительную форму («прошу»).

Значения основного сведения о среде управления можно частично восстановить из контекста, проанализировав связующие и оконечные слова первого уровня.

На первом уровне связующим словом являются сочетания:

- «для проверки готовности»

- «об укомплектованности штата»

Получаем следующий перечень сведений:

- «Прошу с какой целью?» - для проверки готовности (связующее «слово» первого уровня). Характеристика целевой направленности управленческого действия

- «Прошу о чем?» - об укомплектованности штата (оконечное «слово» первого уровня). Характеристика состава управленческого действия.

Следом нужно обозначить сведения, название которых основывается на связующих словах первого уровня. В нашем тексте к оконечным «словам» второго уровня относятся 2:

- «школ»

- «учителей»

На этом уровне формируются следующие сведения:

- «Готовности чего (кого)?» - школ (оконечное слово второго уровня). Это характеристика предмета, осмысляемого в ходе управленческого действия.

- «Об укомплектованности какого штата?» - учителей (оконечное слово второго уровня). Уточнение характеристики состава управленческого действия.

В тексте есть также связующее слово второго уровня:

– «Готовности к чему?» - к учебному году (связующее слово второго уровня). Характеристика состояния предмета, участвующего в качестве предмета в управленческом действии.

Есть также оконечное слово третьего уровня – «новому»:

- «К какому учебному году?» – новому (оконечное слово третьего уровня)


II. Семантическая модель текста

Первый шаг – определение слов, являющихся главными в словосочетаниях текста:

1.  Прошу

2.  Проверка

3.  Готовности

4.  Школ

5.  Укомплектованность

6.  штатов

7.  учебный

8.  год

Второй шаг – определение семантических значений главных слов, полученных в предыдущем шаге:

1. Прошу - просить

·  обращаться к кому-н. с просьбой о чем-н.

·  хлопотать, вступаться за кого-н.

·  приглашать звать.

2. Проверка – от «проверить»

·  удостовериться в правильности чего-н., обследовать с целью надзора, контроля.

·  Подвергнуть испытанию для выяснения чего-н.

3. Готовность

·  Согласие сделать что-н.

·  Состояние, при котором все сделано, все готово.

4. Школа

·  Учебное заведение

·  Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку.

·  Направление в области науки, искусства.

5. Укомплектованность – от «комплектовать»

·  Пополнять до комплекта, составлять

6. Штат

·  Постоянный состав сотрудников какого-н. учреждения

·  Положение о числе сотрудников и должностей учреждения и их функциях

7. Учебный

·  Относящийся к учению, обучению;

·  Такой, где производится подготовка, тренировка для какого-н. рода службы

8. Год

·  Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца – 12 календарным месяцам

·  Промежуток времени, в который завершается цикл каких-нибудь занятий, работ;

·  (мн.) период времени в некоторое количество лет;

·  (мн.) в сочетании с порядк. числ. – промежуток времени в пределах десятилетия.

·  (род. Мн.) возраст.

Третий шаг – определение актуального аспекта лексического значения слова, следующего из контекста.

1. Прошу - просить

·  актуальное значение – первое, главное: «обращаться к кому-н. с просьбой о чем-н.»

2. Проверка – от «проверить»

Похожие материалы

Информация о работе