· Актуальное значение: процесс проверки, удостоверения в правильности чего-н. Соответствует первому, основному лексическому значению исходного слова «проверить».
3. Готовность
· Актуальное значение соответствует второму значению слова: «Состояние, при котором все сделано, все готово».
4. Школа
· Актуальное значение – первое: «учебное заведение»
5. Укомплектованность – от «комплектовать»
· Актуальное значение существительного соответствует опредмеченному основному значению глагола «комплектовать»: «Пополнять до комплекта, составлять»
6. Штат
· Актуально первое значение слова: «Постоянный состав сотрудников какого-н. учреждения»
7. Учебный
· Актуально первое, основное лексическое значение: «Относящийся к учению, обучению»
8. Год
· Актуально второе лексическое значение: «промежуток времени, в который завершается цикл каких-нибудь занятий, работ»;
Четвертый шаг – определение собственно семантических значений необязательных оконечных слов. В нашем случае к этим словам относятся:
1. новый
2. учителей
1. Новый
· Впервые созданный, сделанный, появившийся, возникший недавно взамен прежнего, вновь открытый;
· Относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени
2. Учителей - учитель
· Лицо, которое обучает чему-н., преподаватель
· (мн) глава учения, тот, кто учит чему-н. (высок.)
Пятый шаг – для каждого необязательного оконечного слова определяется его актуальный аспект лексического значения.
1. Новый
· Наиболее близким является первое значение слова: «возникший недавно взамен прежнего»;
2. Учителей - учитель
· Актуальным является основное, первое значение: «лицо, которое обучает чему-н., преподаватель»
III. Ситуационная управленческая модель
Управленческая ситуация в рассматриваемом тексте характеризуется тем, что перед субъектами управления поставлена задача доложить об укомплектованности объектов управления кадрами. Однако в полной мере данное содержание в силу дефектов в тексте не выражена.
1. Прошу
В чем состоит суть просьбы? – доложить об укомплектованности штатов учителей.
В тексте содержание управленческого действия не названо, поскольку пропущен полнозначный глагол «доложить» (или, например, сообщить). В состав управленческой модели нужно ввести следующее сведение:
Каким именно должно быть управленческое действие, о котором просят? - доложить.
В проекте документа не заданы субъекты, которые должны осуществить управленческое действие. Прошу доложить кого? – не определено. Эти сведения нужно добавить. Например:
К кому обращена просьба доложить об укомплектованности штатов школ? – к директорам средних школ г. Екатеринбурга.
В тексте документа также не указаны сроки исполнения управленческого действия. Прошу доложить в какой срок? – не определено. Нужно добавить сведения:
Когда нужно доложить об укомплектованности? – в срок до 1 августа 2005 г.
Не указан также характер исполнения управленческого действия. Нужны дополнительные сведения:
В какой форме нужно доложить об укомплектованности? – в письменной форме
2. Для проверки готовности
- «Прошу с какой целью?» - для проверки готовности. Указана цель управленческого действия, однако она не конкретизирована. Можно добавить сведения, уточняющие цель:
Готовность какая? - плановая
3. Школ
Готовности чего (кого)? - школ. Это характеристика предмета, осмысляемого в ходе управленческого действия. Предмет дан предельно обобщенно, нужно его уточнить:
Школ каких? – школ города
4. Укомплектованность штата учителей
Прошу доложить о чем? - об укомплектованности штата учителей. Характеристика состава управленческого действия.
Поскольку речь идет о множественных объектов, слово «штат» должно употребляться во мн.ч. Кроме того, неточно дана характеристика состава управленческого действия. В данном случае интересует не сама укомплектованность, а «текущее состояние укомплектованности». Нужно внести соответствующие уточнения:
Прошу доложить о чем? – о текущем состоянии укомплектованности штатов учителей.
5. К новому учебному году
– Прошу доложить о готовности к чему? - к новому учебному году. Характеристика состояния предмета, участвующего в качестве предмета в управленческом действии. Характеристика дана неточно. Нужно добавить сведения о точной хронологии.
– Прошу доложить о готовности к чему? - к новому 2004-2005 учебному году
Слово |
Название сведения |
Прошу |
Точная характеристика управленческого действия - доложить. |
Прошу (доложить) |
Субъекты, на которые направлено управленческое действие – директора средних школ Екатеринбурга |
Прошу (доложить) |
Срок исполнения управленческого действия – в срок до 1 августа 2005 г. |
Прошу (доложить) |
Характер исполнения управленческого действия – в письменной форме |
Готовность |
Уточненный характер предмета речи - плановая |
Школ |
Уточненная характеристика предмета речи – школы города |
Новый учебный год |
Уточненная характеристика предмета речи – новый 2004-2005 учебный год |
IV. Исправленный текст
«Для проверки плановой готовности школ города к новому 2004-2005 учебному году прошу директоров средних школ г.Екатеринбурга в срок до 1 августа 2004 года в письменной форме доложить о текущем состоянии укомплектованности штатов учителей»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.