Вопрос №22. Характеристика
зарубежных подходов к определению эффективности.
Зарубежные экономисты выделяют два аспекта эффективности:
- целевой как мера достижения целей организации
- затратный как экономическое преобразование
При этом постановка целей и разработка стратегий является задачей
стратегического планирования а выбор технологий ресурсов представляет собой
тактичск
В соответствии с этим целевую эффективность называют стратегической а затратную
тактической. При определении количественных и качественных характеристик,
количественные показатели рассматриваются как показатели эффективности системы
управления и выражаются через конечные результаты деятельности и затраты на
управление. Качественные показатели используются для оценки уровня организации
процесса и содержания процедур процесса управления.
Для оценки эффективности управления используется показатели уровень
эффективности орг. структуры:
- количество звеньев системы управления
- уровень централизации функций управления
- принятые нормы управляемости
- сбалансированность распределения прав и ответственности
- уровень специализации
- способность к развитию, соответствие формальной структуры к неформальной
- влияние на социальное развитие организации
В последнее время активно развивается ресурсно-потенциальный подход, согласно
которой интегральная эффективность функц-я организации как система есть ф-я
реализации ее потенциалов.
Э=f(Пв-Uв)>maxУп
Пв – потенциальные возможности системы
Uв – уровень исп-я возможностей системы
Уп – удовлетворение потребностей
К потенциальным возможностям относятся :
- кадры
- финансы
- средства производства
- информационные ресурсы
- организационный потенциал
- инновационный потенциал и др.
В качестве обобщающего показателя хар-го экономический потенциал предприятия
исп-ся коэфф-т экономического потенциала.
Кэп=Эп/Зс
Эп – экономический, социальный, организационный, технический, экологический и
инновационный потенциал предприятия.
Зс – суммарные затраты на производство и реализацию продукции.
Если Кэп > 1 то управление эффективно
Если Кэп ? 1то управление не эффективно
Вопрос №23. Основные
методы исследования организаций.
1. Системный анализ. Используется для исследования организации в целом и
составляющих ее компонентов, целей, функций, орг. Структур, кадров, технических
средств управления, информации, методов технологии управления, процедур
принятия управленческих решений, методов декомпозиций. Позволяет разложить
сложные объекты и явления на более простые.
2. Метод последовательной подстановки. Позволяет изучить влияние на
формирование системы различных факторов, опред-х ее состояние. Факторы
ранжируются и определяются наиболее сущ-ми.
3. Методы сравнения. Позволяет сопоставить существующую систему с подобной, с
нормативной или системой которая использовалась ранее.
4. Динамический метод. Используется для обработки данных, в результате чего
данные располагаются в динамическом ряду, а случайные отклонения исключаются.
5. Метод структуризации цели. Предусматривает кол-е и качественное обоснование
цели организации и ее подразделений с точки зрения их соответствия.
6. Экспертно – аналитический метод. Основан на привлечении высоко
квалифицированных специалистов по управлению.
7. Нормативный метод. Предусматривает применение нормативов определяет состав и
. содержание тип орг. Структуры и т.д.
8. Параметрический метод. Установление функциональных зависимостей м\д
параметрами различных систем организации.
9. Функциональный стоимостной анализ. Позволяет выбрать такой план построения
системы или вып-е функций которые требуют наименьших затрат.
10. Балансовый метод. Позволяет произвести балансовые сопоставления, а так же
соотнести показатели и параметры с фондами или резервами.
11. Метод творческих совещаний. Предполагает коллективное обсуждение,
направление развитие системы группой специалистов и руководителей.
12. Метод коллективного блокнота или банка идей. Позволяет независимое
выдвижение идей организовать каждому из группы экспертов или работников
организации, с последующей их коллективной оценкой на совещании.
13. Метод контрольных вопросов. Заключается в активизации творческого поиска
решений с помощью заранее подготовленных списков вопросов. При этом форма
вопросов должна быть такой чтобы в них имелась подсказка.
14. 6-53. Предназначен для систематизации процесса нахождения идей и
заключается в том что каждый из 6 членов экспертной группы трижды пишет на
отдельном листе бумаги свою формулировку задачи, затем три идеи или предложения
по решению конкретной задачи и передает их пяти остальным членам группы которые
в свою очередь на основе предложенных вариантов пишут еще по три идеи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.