Ответы на экзаменационные вопросы № 1-42 по дисциплине "Управление предприятием" (Основные составляющие успешного управления организацией в рыночной экономике. Характеристики бренда и факторы, формирующие доверие к нему), страница 6

Вопрос №16. Цели организации (предприятия): понятия, классификация.

Выбор миссии и определение целей организации определяет целесообразность ее существования. Курс, которому будет следовать организация, основываясь на определенной коммерческой идее, обеспечивающей ей устойчивое функционирование и развитие, иногда называют линией деятельности.
В направлении траектории своего движения организация формирует так называемые целевые установки, то есть долгосрочные результаты, которые стремится достичь для осуществления своей миссии.

Назначение целевых установок – это создание контура для выработки главной цели организации, определение ключевых целей, по важнейшим ее функциональным показателям выбора стратегий, как средства достижений.

Классификация:
1.Степень важности
а.Стратегические
б.Тактические
2.Исходя из периода времени, необходимого для их реализации
а.Долгосрочные
б.Среднесрочные (3-5 лет)
в.Краткосрочные
3.По сфере реализации
а.Технологические
б.Экономические
в.Административные
г.Социальные
итд
4.По степени формализации
а.Количественные
б.Качественные
5.По уровню иерархии
а.Общие
б.Специфические
6.По масштабу охвата
а.Общефирменные
б.Внутрифирменные
в.Групповые
г.Индивидуальные

Цели должны содержать количественную характеристику требуемого результата и иметь сроки исполнения.

Вопрос №17. Дерево целей организации: уровни и порядок построения.

Дерево целей целесообразно строить по следующим уровням

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ – определяется на основании линии действия организации. На этом уровне формируются общие цели, которые предопределяют прогнозные показатели результатов деятельности экономических объектов и наиболее важных элементов системы управления. Линия деятельности прорабатывается на основе анализа потребностей рынка и его ожидаемых изменений. Общие цели конкретизируются в плане исследований и разработок.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – включает разработку целей организации в категориях финансово-экономических показателей.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – цели этого уровня являются целями самостоятельных экономических объектов и всех значимых подсистем предприятия (иногда носит название ключевых) Цели этого уровня составляют основу производственного и функциональных планов, а их совокупность представляет концепцию развития предприятия на определенный срок.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – Ключевые цели разбиваются в порядке соподчинения, конкретизируются и образуют иерархический ряд. Их реализацию осуществляют соответствующие подразделения по отдельным проблемам, функциям, товарам и рынкам в соответствии со стратегией организации

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – включает цели оперативного управления и конкретные задачи поддержания объекта управления в состоянии устойчивости, необходимого для достижения желанной цели и обеспечения эффективной реализации функции управления (целей оперативно-календарного планирования; учета; контроля; анализа; регулирования)

Если рассматривать дерево целей целей как систему, то в рамках этой системы целей, находящихся в определенных отношениях между собой.
1) Они могут вытекать друг из друга
2) Цели могут находится друг с другом в отношнеии иерархической соподчиненности

Цели можно ранжировать по следующим основаниям:
1) Вклад в реализации миссии организации
2) Возможность их достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов
3) По величине выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации
4) По числу решаемых проблем

Ранжируются цели путем перемножения, определяемых на основе экспертных оценок, самостоятельных рангов каждой из них и их вклада, в % долях единиц, в итоговый результат. Затем полученные результаты располагаются по убыванию баллов.
На основании целей организации формулируются задачи, в отличие от ц.з. содержат более конкретные органичения, то есть действия, от которых необходимо воздержаться.
Кроме того, по сравнению с ц.з. является в большей степени индивидуализованными, персонифицированными, а так же включают элементы, позволяющими или быть привлекательными для исполнителей.