АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 5
Таблица 6. Оценочные значения издержек производства электроэнергии на электростанциях, строительство которых предполагается после 2010 г. (оценка фирмы EdF, Франция) [9]
Затраты, евро (по курсу 2003 г.у(МВт-ч)1' |
АЭС с реактором EPR |
ТЭС |
|||
1-й блок серии |
При строительстве серии из 10 блоков2' |
Пылеугольная |
С газовой турбиной3' |
На газе с комбинированным циклом4' |
|
Капитальные На эксплуатацию и техобслуживание Топливная составляющая Налоги Плата за выбросы С02 (15 евро/т) |
24,80 5,90 5,10 2,40 |
17,80 5,90 5,10 2,40 |
13,30 7,0 13,90 2,30 12,20 |
6,10 3,70 28,90 3,30 5,80 |
6,10 3,70 27,70 3,30 5,80 |
Всего: |
38,20 |
31,20 |
48,70 |
47,80 |
46,60 |
и ставке банковского кредита 8% годовых. 2>Средние затраты при строительстве серии из 10 блоков. EdF считает расходы, исходя из современной цены на газ в Европе (выше 4,5 евро/млн БТЕ). |
3'Цена на газ 4 евро/млн БТЕ. 4'Цена на газ 3,6 евро/млн БТЕ.
гию в 2012 г. Ежегодный возврат капитальных затрат может составить около 9% при ценах на природный газ в размере 4 евро (5,20 дол.)/млн БТЕ, но если цены будут ниже, то величина возврата составит 6,5—7%.
Опасаясь конкуренции со стороны производителей электроэнергии с пятого блока АЭС, которая может привести к демпингу цен в целом, представители Европейской федерации производителей энергии с использованием возобновляемых энергоносителей (EREF) направили в ЕС запрос об изучении проблемы нарушения создателями проекта EPR в Финляндии правил, относящихся к «государственной поддержке, кредитованию экспорта и закупок, безопасности и других норм регулирования». Представители федерации EREF ссылаются на скрытую поддержку, оказываемую создателям проекта со стороны финского правительства в виде низкой ставки по банковским кредитам и гарантиям по экспортным кредитам для фирмы TVO и фирм Areva и Siemens, являющихся поставщиками реакторного оборудования. Запрос еще не поставлен на рассмотрение комитета ЕС [10].
Одним из условий успешного развития ядерной энергетики в условиях свободного рынка электроэнергии является ее конкурентоспособность в отношении других способов производства электроэнергии. Усилий эксплуатирующих фирм, направленных на снижение издержек производства, часто оказывается недостаточно. В Германии неустойчивый баланс равновесия между сторонниками ядерной энергетики (владельцы АЭС, крупная промышленность) и ее противниками (политическая коалиция в парламенте) основан на обещании
эксплуатирующих организации поддерживать работу АЭС в экономически приемлемых условиях. Но в то же время представители коалиции поддерживают государственное субсидирование угледобывающей отрасли, тем самым отдавая приоритет ТЭС на угле. Аналогичную политику проводит правительство Испании.
В Швеции с января 2000 г. под давлением партии «зеленых» налог на производство электроэнергии на АЭС увеличен на 0,5 эре/(кВтч) (с 0,022 до 0,027 крон/(кВтч), или 0,35 цент/(кВт-ч). Сумма ежегодного налога со всех АЭС составит около 172 млн крон. Позднее была предложена новая система налогообложения АЭС, которая предусматривает взимать налог не только с произведенного количества электроэнергии, но и с установленной мощности, даже если она находилась в простое (на перегрузке или техобслуживании). Это ставит АЭС в невыгодное положение по отношению к электростанциям других типов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.