Современное состояние и тенденции развития ядерной энергетики в странах Западной Европы. Часть II (Перспективы развития ядерной энергетики. Правовая база ядерной энергетики), страница 6


АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 5

Таблица 6. Оценочные значения издержек производства электроэнергии на электростанциях, строительство которых предполагается после 2010 г. (оценка фирмы EdF, Франция) [9]

Затраты, евро (по курсу 2003 г.у(МВт-ч)1'

АЭС с реактором EPR

ТЭС

1-й блок серии

При строительстве серии из 10 блоков2'

Пылеугольная

С газовой турбиной3'

На газе

с комбинированным

циклом4'

Капитальные

На эксплуатацию и техобслуживание

Топливная составляющая

Налоги

Плата за выбросы С02 (15 евро/т)

24,80 5,90 5,10 2,40

17,80 5,90 5,10 2,40

13,30 7,0 13,90 2,30 12,20

6,10 3,70 28,90 3,30 5,80

6,10 3,70 27,70 3,30 5,80

Всего:

38,20

31,20

48,70

47,80

46,60


и ставке банковского кредита 8% годовых. 2>Средние затраты при строительстве серии из 10 блоков. EdF считает расходы, исходя из современной цены на газ в Ев­ропе (выше 4,5 евро/млн БТЕ).

3'Цена на газ 4 евро/млн БТЕ. 4'Цена на газ 3,6 евро/млн БТЕ.

гию в 2012 г. Ежегодный возврат капитальных затрат может составить около 9% при ценах на природный газ в размере 4 евро (5,20 дол.)/млн БТЕ, но если цены будут ниже, то величина воз­врата составит 6,5—7%.

Опасаясь конкуренции со стороны произво­дителей электроэнергии с пятого блока АЭС, которая может привести к демпингу цен в це­лом, представители Европейской федерации производителей энергии с использованием во­зобновляемых энергоносителей (EREF) напра­вили в ЕС запрос об изучении проблемы нару­шения создателями проекта EPR в Финляндии правил, относящихся к «государственной под­держке, кредитованию экспорта и закупок, безопасности и других норм регулирования». Представители федерации EREF ссылаются на скрытую поддержку, оказываемую создателям проекта со стороны финского правительства в виде низкой ставки по банковским кредитам и гарантиям по экспортным кредитам для фирмы TVO и фирм Areva и Siemens, являющихся по­ставщиками реакторного оборудования. Запрос еще не поставлен на рассмотрение комитета ЕС [10].

Одним из условий успешного развития ядерной энергетики в условиях свободного рын­ка электроэнергии является ее конкурентоспо­собность в отношении других способов произ­водства электроэнергии. Усилий эксплуати­рующих фирм, направленных на снижение издержек производства, часто оказывается не­достаточно. В Германии неустойчивый баланс равновесия между сторонниками ядерной энер­гетики (владельцы АЭС, крупная промыш­ленность) и ее противниками (политическая коалиция в парламенте) основан на обещании


эксплуатирующих организации поддерживать работу АЭС в экономически приемлемых усло­виях. Но в то же время представители коалиции поддерживают государственное субсидирование угледобывающей отрасли, тем самым отдавая приоритет ТЭС на угле. Аналогичную политику проводит правительство Испании.

В Швеции с января 2000 г. под давлением партии «зеленых» налог на производство элек­троэнергии на АЭС увеличен на 0,5 эре/(кВтч) (с 0,022 до 0,027 крон/(кВтч), или 0,35 цент/(кВт-ч). Сумма ежегодного налога со всех АЭС составит около 172 млн крон. Позднее была предложена новая система налогообложе­ния АЭС, которая предусматривает взимать на­лог не только с произведенного количества электроэнергии, но и с установленной мощно­сти, даже если она находилась в простое (на пе­регрузке или техобслуживании). Это ставит АЭС в невыгодное положение по отношению к электростанциям других типов.