Свободное распоряжение фондом для снятия с эксплуатации, находящимся в управлении электроэнергетической фирмы, должно подлежать контролю со стороны государства. Во Франции при переходе к свободному рынку электроэнергии фирма EdF, желая расширить свое участие на мировом рынке электроэнергии, стала приобретать за счет средств фонда электроэнергетические предприятия во всем мире. Часть таких предприятий в странах Латинской Америки (в Аргентине и Бразилии) оказалась убыточной. В результате таких операций из 27 млрд евро, предназначенных для наполнения фонда, фактически на его счету оказалось только 1,585 млрд. Остальные средства являются не более чем расчетными величинами [17]. Правительство Финляндии намерено позволить энергетическим фирмам брать взаймы до 75% накоплений фонда. Однако такое намерение не нашло поддержки в комиссии по энергетике ЕС: в условиях, когда строительство нового реактора
в Финляндии будет осуществляться за счет средств фирм, необходимы гарантии возврата займа из средств фонда.
В Великобритании затраты на снятие с эксплуатации одного блока составляют около 500— 600 млн ф.ст.1 Принятая стратегия снятия АЭС с эксплуатации предполагает удаление активной зоны через 100 лет после останова блока (рассматривается новый вариант — через 135 лет). Уже остановлено 10 блоков АЭС с магноксовы-ми реакторами. Недисконтированные обязательства по этим реакторам составляют 12 млрд ф. ст., а общая сумма обязательств по демонтажу государственных ядерных установок Великобритании (UKAEA и BNFL) достигает примерно 48 млрд ф. ст., что почти равно бюджету страны на здравоохранение в 2002—2003 фин. г. (58 млрд ф. ст.). В 1996 г. фирма British Energy была продана частному сектору за 1,5 млрд ф. ст. вместе с обязательствами по снятию с эксплуатации (в размере 14 млрд ф. ст.). Приватизированная фирма внесла эти обязательства в свои счета. Правительство потребовало от приватизированной BE создать отдельный фонд для выполнения долгосрочных обязательств по снятию с эксплуатации, особенно относящихся ко 2-ой и 3-ей стадиям. Начальный размер фонда составил 228 млн ф. ст., затем в течение пяти лет он ежегодно пополнялся на 16 млн ф. ст. При такой скорости наполнения фонда приступить к 3-ей стадии снятия с эксплуатации можно будет только через 100 лет после останова АЭС (а не через 70, как планировалось раньше). Для принятия тактики быстрого снятия с эксплуатации необходим ежегодный взнос в фонд в размере 80 (а не 16) млн ф. ст. Но эта величина была равна всей ежегодной сумме дохода фирмы BE и вряд ли могла быть внесена в фонд. Дальнейшие финансовые трудности, возникшие у фирмы в связи с падением цен на электроэнергию и образованием большого долга, вряд ли будут способствовать укреплению фонда [18].
В январе 2003 г. Комиссия ЕС по энергетике разработала Директивы по обращению с радиоактивными отходами, устанавливающие основные обязательства и общие принципы обеспечения безопасности ядерных установок, в которых специально выделены требования к фондам на снятие с эксплуатации. Комиссия отметила важность использования запасов фондов по их прямому назначению и в подтверждение этого вынесла решение о публикации ежегодного отчета о состоянии фондов для снятия с эксплуатации и
Ч ф. ст. = 1,44 евро = 1,89 дол.
14
АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 5
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.