Современное состояние и тенденции развития ядерной энергетики в странах Западной Европы. Часть II (Перспективы развития ядерной энергетики. Правовая база ядерной энергетики), страница 12

Свободное распоряжение фондом для сня­тия с эксплуатации, находящимся в управлении электроэнергетической фирмы, должно подле­жать контролю со стороны государства. Во Франции при переходе к свободному рынку электроэнергии фирма EdF, желая расширить свое участие на мировом рынке электроэнергии, стала приобретать за счет средств фонда элек­троэнергетические предприятия во всем мире. Часть таких предприятий в странах Латинской Америки (в Аргентине и Бразилии) оказалась убыточной. В результате таких операций из 27 млрд евро, предназначенных для наполнения фонда, фактически на его счету оказалось толь­ко 1,585 млрд. Остальные средства являются не более чем расчетными величинами [17]. Прави­тельство Финляндии намерено позволить энер­гетическим фирмам брать взаймы до 75% нако­плений фонда. Однако такое намерение не на­шло поддержки в комиссии по энергетике ЕС: в условиях, когда строительство нового реактора


в Финляндии будет осуществляться за счет средств фирм, необходимы гарантии возврата займа из средств фонда.

В Великобритании затраты на снятие с экс­плуатации одного блока составляют около 500— 600 млн ф.ст.1 Принятая стратегия снятия АЭС с эксплуатации предполагает удаление активной зоны через 100 лет после останова блока (рас­сматривается новый вариант — через 135 лет). Уже остановлено 10 блоков АЭС с магноксовы-ми реакторами. Недисконтированные обязатель­ства по этим реакторам составляют 12 млрд ф. ст., а общая сумма обязательств по демонта­жу государственных ядерных установок Вели­кобритании (UKAEA и BNFL) достигает при­мерно 48 млрд ф. ст., что почти равно бюджету страны на здравоохранение в 2002—2003 фин. г. (58 млрд ф. ст.). В 1996 г. фирма British Energy была продана частному сектору за 1,5 млрд ф. ст. вместе с обязательствами по снятию с экс­плуатации (в размере 14 млрд ф. ст.). Привати­зированная фирма внесла эти обязательства в свои счета. Правительство потребовало от при­ватизированной BE создать отдельный фонд для выполнения долгосрочных обязательств по сня­тию с эксплуатации, особенно относящихся ко 2-ой и 3-ей стадиям. Начальный размер фонда составил 228 млн ф. ст., затем в течение пяти лет он ежегодно пополнялся на 16 млн ф. ст. При такой скорости наполнения фонда приступить к 3-ей стадии снятия с эксплуатации можно будет только через 100 лет после останова АЭС (а не через 70, как планировалось раньше). Для при­нятия тактики быстрого снятия с эксплуатации необходим ежегодный взнос в фонд в размере 80 (а не 16) млн ф. ст. Но эта величина была равна всей ежегодной сумме дохода фирмы BE и вряд ли могла быть внесена в фонд. Дальней­шие финансовые трудности, возникшие у фир­мы в связи с падением цен на электроэнергию и образованием большого долга, вряд ли будут способствовать укреплению фонда [18].

В январе 2003 г. Комиссия ЕС по энергетике разработала Директивы по обращению с радио­активными отходами, устанавливающие основ­ные обязательства и общие принципы обеспече­ния безопасности ядерных установок, в которых специально выделены требования к фондам на снятие с эксплуатации. Комиссия отметила важ­ность использования запасов фондов по их пря­мому назначению и в подтверждение этого вы­несла решение о публикации ежегодного отчета о состоянии фондов для снятия с эксплуатации и

Ч ф. ст. = 1,44 евро = 1,89 дол.


14


АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 5