снижению затрат вследствие снижения уровня излучения при распаде радионуклидов. Однако такое снижение может быть компенсировано более высокими затратами на поддержание безопасности и осуществление контроля при консервации установки до ее демонтажа.
Считается, что даже при существующей неопределенности в оценке затрат и применении норм дисконтирования при расчетах доля расходов, приходящаяся на снятие с эксплуатации, составляет незначительную часть общих расходов на производство электроэнергии. В табл. 9 представлены значения затрат на снятие с эксплуатации АЭС с различными типами реакторов.
Основными статьями расходов, каждая из которых превышает 25% всех затрат на снятие с эксплуатации, являются расходы на демонтаж, а также на обработку и хранение радиоактивных отходов. В отдельных случаях расходы на демонтаж могут достигать 60% общих расходов, но в среднем они составляют 25—34%, в зависимости от типа реактора. Средние расходы на обработку и хранение отходов достигают 17— 43%, также в зависимости от типа реактора.
В большинстве стран расходы на снятие с эксплуатации ложатся на владельца или оператора ядерной установки. В случае частного владения установками ответственность за снятие с эксплуатации либо определяется законом (в Германии), либо закрепляется лицензией в виде обязательства оператора создавать и управлять фондом или финансовыми гарантиями для этих целей.
Способы создания и управления фондами различны в разных странах. В общем случае такие фонды образуются за счет отчислений от доходов от коммерческой деятельности, и размеры необходимых фондов пересматриваются на правовой основе, обычно раз в 1—5 лет. Размер фонда согласуется с правительством либо
Таблица 9. Затраты на снятие АЭС с эксплуатации [11]
Тип реактора |
Удельные затраты, дол./кВт эл. |
Примечание |
|
Предельные значения |
Среднее значение |
||
PWR ВВЭР BWR CANDU GGR (тип Magnox) |
200—500 200—500 300—550 270—435 До 2600 |
320 330 420 360 |
Финляндия считает, что может снизить затраты до 162 дол/кВт эл. |
АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 5
13
через органы регулирования (Швеция), либо через организацию, отвечающую за обращение с радиоактивными отходами (Бельгия, Испания).
В некоторых странах сами операторы пополняют фонды и управляют ими при соответствующем надзоре, в других странах фонды собираются операторами, а управляются специальными независимыми органами. Например, в Испании фирма ENRESA пополняет фонды и управляет ими, так как ответственность по снятию с эксплуатации лежит на этой фирме. В Швеции орган регулирования назначает ежегодную величину отчисления в фонд и представляет на рассмотрение в правительство, которое ее утверждает, а независимый орган, Управление фондом по обращению с радиоактивными отходами, управляет этим фондом. В Финляндии Государственный фонд по обращению с радиоактивными отходами при Министерстве промышленности и торговли осуществляет наполнение, хранение и управление фондом. В Швейцарии фонд собирает и управляет им непосредственно национальное правительство. В половине стран мира держателем фонда является оператор АЭС, в пяти странах — государство, в восьми — специальные органы.
При переходе к свободному рынку электроэнергии задачей правительства является обеспечение условий, при которых к моменту снятия ядерных объектов с эксплуатации в фондах было бы накоплено достаточное количество средств и отложенная ответственность по снятию легла бы на потребителей электроэнергии, а не на налогоплательщиков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.