ЛЕКЦИЯ 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РЕАКЦИИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН
ВОПРОС 1 :
Вставка (стр. 216-223)
Имиджные товары — это товары, приобретаемые по соображениям престижа. Примером такого рода товаров могут быть автомобили особо дорогих марок или же покупки, сделанные в некоторых особо престижных магазинах. В этих случаях покупатель не заинтересован в том, чтобы сделанный им при покупке выбор оказался экономически эффективным. Наоборот, он заинтересован в том, чтобы продажная цена на эти марки автомобилей оставалась высокой и в дальнейшем, чтобы их владелец не утратил чувства престижа.
Эксклюзивные товары — это товары, приобретаемые малыми группами потребителей со специальными запросами. Выгода от продажи подобных товаров достигается за счет установления более высокой цены на них. Платя за такой товар по более высокой цене, потребитель обретает преимущество ограничения доступа к этому товару других покупателей.
Товары без явных формулировок качества.
Характерным примером являются такие товары, потребительские свойства которых могут быть оценены покупателем лишь после кратковременного их использования. В этом случае покупатель не может судить о товаре иначе как по его цене. Принято считать, что высокая цена присуща качественному товару. Например, не имея опыта эксплуатации холодильников новой марки, покупатель склонен думать, что чем холодильник дороже, тем он лучше.
Для покупателя подобный субъективистский подход к принятию решения о покупке того или иного товара характерен и в том случае, когда данный товар используется лишь в качестве компонента, необходимого для достижения некоторого конечного результата. Например, цемент, краска, пиломатериалы и др. для ведения индивидуального строительства в разгар сезона будут, скорее всего, приобретаться, не взирая на цены.
Следует также учитывать эффект создания запасов. В качестве примера можно привести консервы, которые позволяют создать продовольственные запасы. Однако после создания требуемого уровня запасов данный товар перестает пользоваться спросом.
В некоторых случаях оплата товара и услуг производится не самими покупателями, а третьими лицами, обязанными это сделать. Примером такого рода является страхование от несчастных случаев. Если подобную услугу и приходится оказывать, то часть затрат (иногда значительную) берут на себя страховые компании. Поэтому при заключении договора страхования покупатель страхового полиса исходит обычно не из его цены, а из своего отношения к условиям страхования.
Субъективно ощущаемая покупателем полезность или необходимость того или иного товара не всегда совпадает с его реальной полезностью. Для оценки психологических аспектов индивидуального восприятия товара потенциальным покупателем обратимся к рис. 1.
1. Цена как мерило ценности.
Цель использования: трактовка покупателем цены как мерило ценности товара. Покупателю кажется, что если продавец, имеющий большой опыт продаж, назначает ту или иную цену, то это обусловлено свойствами товара.
2. Наличие выбора разных товаров или разных продавцов.
Цель использования: Создание у покупателя представления о самостоятельности выработки суждения о полезности данного товара и о целесообразности его приобретения. Наличие у покупателя выбора между двумя или несколькими вариантами товаров, или одного и того же товара у разных продавцов, или возможностью вообще ничего не покупать создает у покупателя представление о том, что он самостоятельно вырабатывает суждение о полезности данного товара и о целесообразности его приобретения.
3. Отделение осознанной и возможной ценности товара.
Осознанная ценность — это такая ценность, которую покупатель понимает и признает самостоятельно в момент знакомства с товаром.
Возможная ценность товара — это такая ценность, которая может быть получена покупателем в будущем. Возможная ценность разъясняется покупателю с помощью рекламы, демонстрации, пробной эксплуатации и др.
4. Различие ценности одного и того же товара по группам покупателей и и по сегментам рынка.
В конечном счёте о восприятии покупателем того или иного товара можно судить по его реакции на назначение или изменение цен или на другие рыночные ситуации (например, на наличие и виды конкуренции, соотношение между спросом и предложением, уровень и виды сервиса и др.).
ВОПРОС 2:
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВОСПРЯТИЯ
Практически используются следующие методы учета восприятия покупателем того или иного товара (рис. 2):
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.