С другой стороны повышение цены традиционный покупатель может истолковать следующим образом:
- данный товар обладает особыми дополнительно выявленными потребительскими свойствами;
- данный товар стал пользоваться спросом, и следует поспешить его приобрести, пока он не стал дефицитным.
Это означает, что в указанном диапазоне цен подорожание товара может привести к повышению спроса на него.
Соответствующая зависимость спроса Dна тот или иной товар, учитывающая его цену Ц, показана на рис. 4.20. На этом рисунке Ц1 и Ц2 — нижний и верхний психологические уровни цены, aD1 и D2— соответствующие этим ценам уровни спроса.
Факторы, определяющие изменение спроса в диапазоне изменения цен от Ц1 до Ц2 для наглядности сведены в схему, представленную на рис. 4.21
Конкуренты.
За ценами, как правило, внимательно следят конкуренты. Следовательно, предприятие в своей производственно-сбытовой деятельности и ценовой политике должно учитывать возможные действия конкурентов.
КОНКУРЕНТЫ
1. "Желания-конкуренты" – желания, которые потребитель захочет удовлетворить.
2. "Товарно-родовые конкуренты" - основные способы удовлетворения желания.
3. "Товарно-видовые конкуренты" - разновидности того товара, который способен удовлетворить желание.
4. "Марки-конкуренты" - разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить желание.
Для того, чтобы конкуренты не игнорировали изменения цен, требуется выполнение следующих условий:
- количество продавцов на рынке должно быть невелико;
- товары, предлагаемые продавцами, должны иметь незначительное отличие, и покупатель должен иметь возможность свободно выбирать между ними;
- покупатели должны быть хорошо информированы о предлагаемых товарах и ценах.
Такая ситуация характерна для рынка олигополистической конкуренции, когда на рынке имеется ограниченное количество продавцов и множество покупателей. Схема анализа ценообразования у конкурентов представлена на рис. 4.22.
Кроме того, предприятие должно определить и линию своего поведения в ответ на действия, предпринятые конкурентами.
Варианты решения:
- следовать за линией конкурентов;
- игнорировать линию конкурентов;
- противодействовать линии конкурентов.
Для того, чтобы выбор решения выглядел обоснованным, необходимо выяснить:
- каков жизненный цикл собственного товара;
- насколько значим этот товар в собственной номенклатуре;
- насколько спрос на данном рынке эластичен к изменению цены товара;
- как изменяются производственно-сбытовые издержки при изменении объемов выпуска;
- существуют ли какие-либо другие возможности реагирования на поведение конкурентов.
- насколько спрос на данном рынке эластичен к изменению цены товара;
- как изменяются производственно-сбытовые издержки при изменении объемов выпуска;
- существуют ли какие-либо другие возможности реагирования на поведение конкурентов.
В условиях обострения ценовой конкуренции продавцы стремятся скоординировать свои действия. Эта координация обычно сводится к заключению соглашения о ценах.
В случае заключения такого соглашения конкуренция сохраняется, но она приобретает другое содержание, смещаясь в область качества, рекламы и индивидуализации товаров и товарных наборов.
В отсутствии формального соглашения о ценах может вспыхнуть ценовая война — процесс последовательных уменьшений цены на одинаковые товары.
Универсальной теории олигополии в настоящее время не существует, и потому каждому предложению о характере взаимодействия конкурирующих участников рынка соответствует своя модель.
Частным случаем является так называемая дуополия.
Дуополия — это рыночная структура, которая характеризуется действием на рынке двух продавцов. Они являются производителями стандартизованного товара, и у этого товара нет близких заменителей. Оба продавца защищены от появления на этом рынке новых продавцов.
Для защиты от появления на рынке новых продавцов применяется ограничительное ценообразование.
Ограничительное ценообразование - заключается в том, что предприятия на олигополистическом рынке устанавливают уровень цен, делающий для новых продавцов появление на этом рынке невыгодным. Эта ограничивающая цена лимитируется уровнем минимальных долгосрочных средних затрат конкурирующих на данном рынке продавцов.
Дуополистическому рынку соответствует так называемая модель Бертрама. В этой модели основным является положение о том, что каждым из двух продавцов цена устанавливается самостоятельно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.