Это значит, что вслед за снижением цены одним из продавцов и другой продавец (если он желает оставаться на данном рынке) должен снижать свою цену. Иными словами, он оказывается втянутым в ценовую войну. Ценовая война будет продолжаться до тех пор, пока цена от продажи одной единицы товара не сравняется со средними общими затратами и предельными затратами у конкурентов. В такой ситуации ни один из продавцов не получит никакой выгоды от дальнейшего снижения цены.
Чтобы избежать ценовых войн, олигополисты договариваются между собой об установлении цен или (и) о распределении долей на рынке. Одной из форм, обеспечивающих такое согласованное ценообразование, являются картели.
Другой разновидностью согласованного ценообразования на олигополистическом рынке является так называемое ценообразование за лидером. Ценообразование за лидером, когда доминирующий по объему товаров производитель устанавливает свою цену, а остальные участники рынка добровольно придерживаются ее.
На установление диапазона цен могут влиять цены конкурентов и их рыночные реакции. Предприятию необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Такая информация может быть получена путем изучения прейскуранта сравнением качества и цены товара у конкурентов, а также сделать опрос покупателей, как они воспринимают цену и качество товаров конкурентов. Если ваш товар аналогичен товарам конкурентов, то ее можно принять за отправную.
Методы определения базовой цены:
1. Метод полных издержек.
К полной сумме затрат прибавляют сумму прибыли, рассчитанную, исходя из отраслевой нормы прибыли с учетом покрытия расходов по реализации.
2. Метод маржинальных издержек.
К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма, покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли.
3. Метод рентабельности инвестиций.
Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам за единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.
4. Метод сходной цены.
Ориентирован на цены конкурентов с целью повышения конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах и покрытия затрат.
Независимо от способа формирования цен на продукцию существуют некоторые общеэкономические и общеизвестные критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии разделяются на внешние и внутренние, зависящие от самого производителя, т.е. от деятельности руководства и трудового коллектива.
К внутренним критериям можно отнести:
1. Реклама (чем удачнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
2. Специфика производимой продукции (чем выше и уникальнее степень ее обработки, чем и цена выше);
3. Вид, способ производства (продукция мелкосерийного производства имеет более высокую себестоимость, и цену - продуктовая маркетинговая концепция; товары массового производства имеют низкие издержки и невысокую цену - производственная маркетинговая концепция);
4. Ориентация на одного или множество рыночных сегментов, т.е. рыночную стратегию и тактику производителя;
5. Жизненный цикл продукции (чаще всего она имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и наоборот);
6. Мобильность производственного процесса (при частых и интенсивных технологических изменениях товар имеет более высокую цену);
7. Длительность цепочки производитель потребитель;
8. Организация сервиса при продаже и последующего сервиса;
9. Размер рынка (в этих условиях цена выше);
10.Авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынках.
К внешним критериям можно отнести:
1. Политическая стабильность страны производителя и стран, где находится рынок сбыта ее продукции;
2. Отсутствие на свободном рынке некоторых видов ресурсов;
3. Практика регулирования экономики со стороны государства;
4. Диапазон цен, тарифных и нетарифных барьеров, юридических нормах и правилах осуществления внутренней и внешней экономической деятельности таможенных нормах и правилах;
5. Уровень инфляции;
6. Вид реального и перспективного покупательного спроса населения;
7. Наличие и уровень конкуренции.
Оптимальная цена - это цена, которая дает возможность потребителю почувствовать что ему выгодно покупать, что именно этот товар, именно у этого предприятия. Настоящая цена товара, который не покупают равна нулю.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.