Психологические аспекты учета реакции участников рынка на изменение цен, страница 4

Это значит, что вслед за снижением цены одним из про­давцов и другой продавец (если он желает оставаться на данном рынке) должен снижать свою цену. Иными слова­ми, он оказывается втянутым в ценовую войну. Ценовая война будет продолжаться до тех пор, пока цена от прода­жи одной единицы товара не сравняется со средними общими затратами и предельными затратами у конкурентов. В такой ситуации ни один из продавцов не получит ника­кой выгоды от дальнейшего снижения цены.

Чтобы избежать ценовых войн, олигополисты договари­ваются между собой об установлении цен или (и) о распре­делении долей на рынке. Одной из форм, обеспечивающих такое согласованное ценообразование, являются картели.

Другой разновидностью согласованного ценообразования на олигополистическом рынке является так называемое це­нообразование за лидером. Це­нообразование за лидером, когда доминирующий по объему товаров производитель устанавливает свою цену, а осталь­ные участники рынка добровольно придерживаются ее.

АНАЛИЗ ЦЕН КОНКУРЕНТОВ

На установление диапазона цен могут влиять цены конкурентов и их рыночные реакции. Предприятию необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Такая информация может быть получена путем изучения прейскуранта сравнением качества и цены товара у конкурентов, а также сделать опрос покупателей, как они воспринимают цену и качество товаров конкурентов. Если ваш товар аналогичен товарам конкурентов, то ее можно принять за отправную.

Методы определения базовой цены:

1.  Метод полных издержек.

К полной сумме затрат прибавляют сумму прибыли, рассчитанную, исходя из отраслевой нормы прибыли с учетом покрытия расходов по реализации.

2.  Метод маржинальных издержек.

К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма, покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли.

3.  Метод рентабельности инвестиций.

Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность  не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам за единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.

4.  Метод сходной цены.

Ориентирован на цены конкурентов   с целью повышения конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах и покрытия затрат.

Независимо от способа формирования цен на продукцию существуют некоторые общеэкономические и общеизвестные критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии разделяются на внешние и внутренние, зависящие от самого производителя, т.е. от деятельности руководства и трудового коллектива.

 К внутренним критериям можно отнести:

1.  Реклама (чем удачнее реклама, тем цена товаров производителя выше);

2.  Специфика производимой продукции (чем выше и уникальнее степень ее обработки, чем и цена выше);

3.  Вид, способ производства (продукция мелкосерийного производства имеет более высокую себестоимость, и цену - продуктовая маркетинговая концепция; товары массового производства имеют низкие издержки и невысокую цену - производственная маркетинговая концепция);

4.  Ориентация на одного или множество рыночных сегментов, т.е. рыночную стратегию и тактику производителя;

5.  Жизненный цикл продукции (чаще всего она имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и наоборот);

6.  Мобильность производственного процесса (при частых и интенсивных технологических изменениях товар имеет более высокую цену);

7.  Длительность цепочки производитель потребитель;

8.  Организация сервиса при продаже и последующего сервиса;

9.  Размер рынка (в этих условиях цена выше);

10.Авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынках.

К внешним критериям можно отнести:

1.  Политическая стабильность страны производителя и стран, где находится рынок сбыта ее продукции;

2.  Отсутствие на свободном рынке некоторых видов ресурсов;

3.  Практика регулирования экономики со стороны государства;

4.  Диапазон цен, тарифных и нетарифных  барьеров,   юридических  нормах  и  правилах  осуществления внутренней и внешней экономической деятельности таможенных нормах и правилах;

5.  Уровень инфляции;

6.  Вид реального и перспективного покупательного спроса населения;

7.  Наличие и уровень конкуренции.

Оптимальная цена - это цена, которая дает возможность потребителю почувствовать что ему выгодно покупать, что именно этот товар, именно у этого предприятия.  Настоящая цена товара, который не покупают равна нулю.