П = ∑[VРПобщ×Удi×(Цi-Сi)], (7.2)
где П - прибыль от реализации продукции, млн. руб.;
VРПобщ - объема реализации продукции (работ, услуг), т;
Удi – структура реализованной продукции (работ, услуг), в долях;
Цi - среднереализационные цены, млн. руб.;
Сi – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), млн. руб.
Прежде чем проводить анализ необходимо рассчитать такие показатели, как выручка, затраты и прибыль от реализации всего объема продукции за 2002 и 2003 годы, а также необходимо пересчитать данные показатели на объем продаж 2003 года.
Выручка от реализации продукции рассчитывается по формуле (7.3):
В = ∑(VРПi×Цi), (7.3)
где В - выручка от реализации продукции, млн. руб.;
VPПi – объем реализации i-ого вида продукции, т.
Затраты на производство всего объема продукции рассчитываются по формуле (7.4):
З = ∑(VРПi×Ci), (7.4)
где З - затраты на производство всего объема продукции, млн. руб.
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на производство продукции и рассчитывается по формуле (7.5):
П = В – З, (7.5)
где П – прибыль от реализации всего объема продукции, млн. руб.
По формулам (7.3) – (7.5) рассчитаем вышеприведенные показатели, результаты расчетов представим в виде табл. 7.2.
Таблица 7.2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель |
Условное обозначение |
2002 год |
Данные 2002 года, пересчитанные на объем продаж 2003 года |
2003 год |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки |
В = ∑(VРПi×Цi) |
63139 |
56954 |
72958 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
З = ∑(VРПi×Ci) |
50883 |
47209 |
60475 |
Прибыль от реализации продукции |
П |
12256 |
9745 |
12483 |
Из формулы (7.2) видно, что для получения показателя выручки от реализации в базовом году, пересчитанную на отчетный объем продаж, нужно устранить фактор влияния цен – оставить их на базовом уровне. Ведение такого расчета в условиях многономенклатурного производства очень трудоемко. Поэтому для устранения фактора цены можно воспользоваться индексом цен производителей промышленной продукции за 2003 год. Он показывает, во сколько раз увеличились в среднем цены на промышленные товары год. Значит, выручка от реализации продукции 2002 года, пересчитанная на отчетный объем продаж 2003 года, (Вусл ) находится по формуле:
, (7.6)
где В1 – выручка от реализации за 2003 г., млн. руб.
Вусл =72958 / 1,281= 56954 млн. руб.
Полная себестоимость реализованной продукции 2002 г., пересчитанная на отчетный объем продаж, (Зусл ) находится по формуле:
, (7.7)
где З1 – полная себестоимость реализованной продукции за 2003 год.
Зусл = 60475 / 1,281 = 47209 млн. руб.
Для расчета индекса объема реализации продукции воспользуемся формулой (7.8):
Ivрп , (7.8)
где Ivрп – индекс объема продаж;
∑VРПi1 - фактический объем реализации, т;
∑VРПi0 – базовый объем реализации, т.
Для анализируемого предприятия:
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.