Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь, страница 2

В 2001 году Правительством учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний и международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание "зеленого коридора" для преодоления конкретных проблем иностранных инвесторов. Начиная с 2003 года намечается привлечение прямых инвестиций в основные производственные фонды общим объемом до 0,9 — 1,0 млрд. долларов США. Предполагается завершить формирование нормативно–правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности

Предусматривается также развивать систему страхования некоммерческих рисков, улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, а также развивать организационно–правовые формы привлечения иностранного капитала (транснациональные компании, международные лизинговые компании, международные консорциумы, концессии).


1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Высокий динамизм иностранных инвестиций, превращение их в объект острой международной конкуренции сделали особенно важным выработку международных стандартов и правил в этой области. Иностранное инвестирование является тем самым экономическим процессом, государственное и межгосударственное регулирование которого является не только желательным, но и необходимым. В регулировании потока прямых частных инвестиций ярко проявляется объективная связь внутренней экономической и внешнеэкономической политики государства.

Правовое регулирование инвестиций в нормально функционирующем рыночном хозяйстве на национальном уровне включает:

·  антимонопольное (антитрестовое) законодательство;

·  законодательство о собственности, включая положения об иностранных инвестициях;

·  налоговое законодательство;

·  банковское и валютное законодательство;

·  законодательство о труде и социальной защищённости определённых групп населения;

·  законодательство об охране природы (в связи с производственной деятельностью), и ряд других законов.

Любое государство, особенно в период перехода к рыночной экономике, при выработке собственной политики и процедур регулирования иностранной инвестиционной деятельности ориентируется, естественно, прежде всего, на уже существующую в мире практику в данном вопросе.

Межгосударственное регулирование иностранных инвестиций осуществляется на двустороннем, региональном и многонациональном уровнях. В последнем случае основными инструментами регулирования являются международные экономические организации, такие, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его группа - Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ). Кроме того, необходимо назвать Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряд региональных организаций. Особое место занимает Всемирная торговая организация, определяющее режимы иностранного присутствия в национальной экономике.

Конечно, политика привлечения иностранных инвестиций (составная часть общей внешнеэкономической политики государства) должна являться неотъемлемым продолжением внутриэкономической политики принимающей страны и находиться под строгим государственным контролем, а эффективное использование иностранного капитала должно быть одной из приоритетных отраслей государственного регулирования.

В основе правильных, обоснованных принципов государственного управления или регулирования должна  лежать достоверная первичная информация, методика её обработки, выбор верных сводных показателей.