Вычислительная математика
Специальность ПО
4-й семестр
Конспект лекций
Лекция 10
Симплекс-метод для отыскания опорного решения. Примеры. Симплекс-метод для отыскания оптимального решения. Примеры.
1. Симплекс-метод для отыскания опорного решения.
Итак, мы приступаем к конкретному описанию симплекс-метода. Напомним обозначе-ния задачи (ср.Лекцию 8):
            
при ограничениях
             .
.
Здесь  - переменные (аргументы), а
 - переменные (аргументы), а  , - константы. В соответствии с
предварительной подготовкой, о которой речь шла в конце Лекции 9,  пере-менные
, - константы. В соответствии с
предварительной подготовкой, о которой речь шла в конце Лекции 9,  пере-менные  либо неотрицательны, либо свободны –
других нет.
 либо неотрицательны, либо свободны –
других нет.
Построим Рабочую таблицу для симплекс-метода:
| 
 | ... | 
 | 1 | |
| 
 | 
 | ... | 
 | 
 | 
| ... | ... | 
 | ... | ... | 
| 
 | 
 | ... | 
 | 
 | 
| z= | 
 | 
 | 0 | 
Рабочая таблица
восстановление
условия задачи по такой таблице очевидно; переменные 
 в этой ситуации, согласно условию ОЗЛП,  должны быть неотрицатель-ны.
 
в этой ситуации, согласно условию ОЗЛП,  должны быть неотрицатель-ны.
            Вычеркнем
из этой таблицы строки, соответствующие неравенствам  .
.
            Выразим
с помощью МЖИ в рабочей таблице все свободные переменные через неотри-цательные
переменные  , насколько это возможно.  Строчки
полученной таблицы, слева от которых окажутся свободные переменные, удалим из
таблицы и сохраним для дальнейших дей-ствий. Если после этого над таблицей
останется хоть одно свободное
, насколько это возможно.  Строчки
полученной таблицы, слева от которых окажутся свободные переменные, удалим из
таблицы и сохраним для дальнейших дей-ствий. Если после этого над таблицей
останется хоть одно свободное  , то надо будет
рассмо-треть коэффициент при этом
, то надо будет
рассмо-треть коэффициент при этом  в целевой функции
 в целевой функции  ; если этот коэффициент отли-чен от нуля,
то ОЗЛП не имеет решения и дальнейших действий не требуется. Если же в
целе-вой функции коэффициент при свободной неизвестной оказался равным нулю, то
в рабочей таблице следует удалить столбец, над которым указана эта свободная
переменная
; если этот коэффициент отли-чен от нуля,
то ОЗЛП не имеет решения и дальнейших действий не требуется. Если же в
целе-вой функции коэффициент при свободной неизвестной оказался равным нулю, то
в рабочей таблице следует удалить столбец, над которым указана эта свободная
переменная  . После этого следует приступить к
дальнейшим действиям с полученной в результате таблицей. Над ее столбцами
теперь будут указаны некоторые из переменных
. После этого следует приступить к
дальнейшим действиям с полученной в результате таблицей. Над ее столбцами
теперь будут указаны некоторые из переменных  . Для
определенности будем считать, что таблица имеет следующий вид:
. Для
определенности будем считать, что таблица имеет следующий вид:
| 
 | ... | 
 | 1 | |
| 
 | 
 | ... | ... | bn+1n+1... | 
| ... | ... | ... | ... | ... | 
| 
 | 
 | ... | 
 | 
 | 
| 
 | 
 | ... | 
 | 
 | 
Рабочая таблица 1
В ближайших действиях будет несущественно, каков именно вид z-строки. Поэтому Рабочую таблицу 1 естественно записывать без этой строки:
| 
 | ... | 
 | 1 | |
| 
 | 
 | ... | ... | bn+1n+1... | 
| ... | ... | ... | ... | ... | 
| 
 | 
 | ... | 
 | 
 | 
Рабочая таблица 2
Заметим, что у нас возникли Рабочая таблица, Рабочая таблица 1 и Рабочая таблица 2. Описываемую ниже процедуру анализа называют поиском опорного решения, т.е. поиском точки, которая удовлетворяет всем ограничениям и, по крайней мере, одно из них обращает в равенство.
            Шаг
1. Просматривается правый столбец Рабочей таблицы 2. Если все его
элементы неотрицательны, то задача о поиске опорного решения решена: опорным
решением служит точка  . Если же среди элементов правого
столбца  есть отрицательный, то переходим к следующему шагу.
. Если же среди элементов правого
столбца  есть отрицательный, то переходим к следующему шагу.
            Шаг
2. Пусть  . Просматриваем строку № i. Если
среди ее элементов все, кроме крайнего правого, неотрицательны, то условие
задачи противоречиво и, следовательно, нет опорного (и любого другого) решения.
В этом случае процедура закончена. Если же отрица-тельное число в этой строке
нашлось (кроме крайнего правого), то переходим к следующему шагу.
. Просматриваем строку № i. Если
среди ее элементов все, кроме крайнего правого, неотрицательны, то условие
задачи противоречиво и, следовательно, нет опорного (и любого другого) решения.
В этом случае процедура закончена. Если же отрица-тельное число в этой строке
нашлось (кроме крайнего правого), то переходим к следующему шагу.
            Шаг
3. Пусть  . Мы найдем сейчас ненулевой
элемент, который выполнит роль разрешающего при модифицированном жордановом
исключении в Рабочей таблице 2. Столбец этого элемента уже найден - это
столбец  №
. Мы найдем сейчас ненулевой
элемент, который выполнит роль разрешающего при модифицированном жордановом
исключении в Рабочей таблице 2. Столбец этого элемента уже найден - это
столбец  №  . Рассмотрим все те дроби
. Рассмотрим все те дроби   , которые больше или равны нулю, причем
если такая дробь равна нулю, то в рассмотрение она включается лишь при условии,
что ее знаменатель положителен. Выберем среди этих дробей минимальную. Пусть
это будет, скажем, дробь
, которые больше или равны нулю, причем
если такая дробь равна нулю, то в рассмотрение она включается лишь при условии,
что ее знаменатель положителен. Выберем среди этих дробей минимальную. Пусть
это будет, скажем, дробь  . Искомым разрешающим
элементом объ-является
. Искомым разрешающим
элементом объ-является  .
.
После этого надо возвратиться к Шагу 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.