Моторные масла для автотракторных двигателей, страница 9

АСМД - 7 - 1,19; Д - 54 - 1,12; Д - 20 - 1, т.е. чем меньше теплонапряженность двигателя, тем меньше значение коэффициента.

Износ подшипников и шеек коленчатого вала двигателя вызывается частицами, размер которых соизмерим с минимальной толщиной масляной пленки между этими деталями. Эту толщину пленки можно определить по формуле

i.      у-15 h^-M- J-.

где h - минимальная толщина масляной пленки, м; ц - динамическая вязкость масла, Н с/м2 (Па с); V' - скорость перемещения поверхностей относительно друг друга, м/с; 5 - поверхность трения, м3; F - сила трения, 11.

Но силу трения F трудно определить экспериментально, поэтому для практических расчетов пользуются формулой

^.0,52.А—————,

^•l) где А. - цш/Р - характеристика режима смазки (со - угловая скорость, рад/с:

Р - давление в подшипнике. Па); d - диаметр шейки вала, м; <р " (D - d)/d -относительный диаметральный зазор (D - внутренний диаметр вкладыша подшипника, и), 1 - длина подшипника, м.

Толщина масляной пленки в коренных подшипниках коленчатого вала двигателя при его работе оказалась при непосредственном измерении 8...15мкм.

Имеются данные, что в зависимости от условий работы двигателя толщина масляной пленки составляет 15...75 % от среднего зазора я подшипнике нового двигателя. Наиболее опасны для износа указанных узлои трения частицы размером более 10... 15 мкм. абразивное действие их возрастает с увеличением размера. Н а ичнос деталей иЦ1Г влияют частицы несколько большего размера (15...30 мкм). Поэтому из смазки для поршневых двигателей необходимо

удалять вес частицы загрязнений, имеющие размеры более 15 мкм

При выборе смазки для подшипников качения учитывают их

консгрукцию, условия и режим работы. Основное назначение смазки -предохранить подшипник от проникновения пыли и влаги. При неплотном корпусе подшипника и работе во влажной среде с концентрацией пыли применяются консистентные смазки. Однако применение консистентной смазки ограничивается конструктивными соображениями узла. т.е. величиной произведения (rfw), где d - диаметр вала в мм; п - частота вращения, мин''. Консистентные смазки применяются в случае, когда dn < 300000. Жидкие смазки применяются при любых скоростях вращения.

2. ТРАНСМИССИОННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАСЛА

2.1. Условия применения, свойства трансмиссионных масел и требования, предъявляемые к инм

Передача усилий от двигателя к исполнительному механизму в технике осуществляется   с   помощью   специальных   устройств,   называемых трансмиссиями. В конструктивном отношении трансмиссии делятся на механические и гидравлические. К числу основных агрегатов трансмиссия, смазываемых маслом, относятся коробка передач, ведущий мост, коробка

отбора мощности, раздаточная коробка.

Гидравлическая трансмиссия, в отличие от механической, состоит из

гидромуфты, гидротрансформатора, механической коробки передач и системы

автоматического регулирования.

По принципу работы различают гидродинамические и гидростатические

(или гидрообъемные) передачи. Гидродинамическая передача состоит из гидромуфты и гидромеханической коробки передач, а гидрообт.смчая - из

насоса и гидромотора.

Трансмиссионные масла предназначены для смазывания

коробок передач, главных и бортовых передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, шарниров карданных валов, привода редуктора насосов строительных, дорожных машин, автомобилей и тракторов. Эти масла должны предотвращать износ зубчатых тацсплсний (цилиндрических, конических, червячных, гипоидных и др.), снижать механические потери на трение, предохранять рабочие поверхности чуЧьсн шестерен от коррозии, отводить тепло, снижать ударные нагрузки и шум

зубчатых зацеплений.

гых iaiic[uicnnn.

Условия работы трансмиссионных масел и шестереночных передачах ---- -—*. ^_ •.^„„п^а naAnriki •——мшьвыа^&г.иопределяются