Моторные масла для автотракторных двигателей, страница 8

высокофорсированных и двигателей

условиях.

При выборе смазочных материалов необходимо учитывать:

- удельное давление в подшипниках и других узлах трения, при его

упеличснии следует повышать вязкость и маслянистость, что видно и;>

следующей формулы Н.П.Петрова

W6-P-S-K-h /<=


где и -


штор н соединении, м; А'


Н.с

- давление и подшипнике. Па; Л'-относитсльная характеристики подшипника

динамическая вязкость, --,-{ш-с);Р


(К •• d + l.yi, , где d - диаметр шейки вала; L - длина подшипника, м; А -голщипа пленки масла, м; я - частота вращения коленвола двигагсля, мин'1;

- скорость скольжения (частоту вращения) коленчатого вала, с увеличением которой вязкость должна снижаться (см. формулу для ^);

- температуру рабочих поверхностей и окружающей среды, с повышением которой вязкость масла повышается;

- состояние трущихся поверхностей: вязкость масла увеличивается при ухудшении обработки поверхностей и увеличении зазоров (формула для ц);

- расположение трущихся пар.

Для классификации двигателей по их форсировке Г.А.Морозовым предложен критерий, учитывающий степень использования рабочего цилиндра.

K^=P.-C\-Z, где Р, - среднее эффективное давление, МПа; Cn - средняя скорость поршня, м/с; Z - коэффициент тактности (для четырехтактных двигателей Z " 0,5; для двухтактных -1).

По величине критерия К^  все дизели в зависимости от стопени форсирования делятся на высоконапряженные (К^ - 50), сроаненапряженные (аф •" 30...50) н малонапряженные (К^ < 30). Для тракторных двигателей К^ при расчете не превышает 30, однако тсплонапряженность этих двигателей различна.

Для выбора сорта смазочного масла С.ГАрабян предложил формулу, учитывающую ряд особенностей работы масла в двигателе.

G -N j _ -г • « у у у у v

л  т? i r1  "«"* "л "-' "г' /'•»-Сх„

где А - условный показатель напряженности работы масла в двигателе; Gr -расход топлива, кг/ч; Л', - мощность двигателя эффективная, кВт, F -суммарная рабочая поверхность камеры сгорания, м2; I - число цилиндров;

(;м - емкость системы смазки, кг, К^ Кь, Ац, А,, Кт, - ко:»ффициснты. учитывающие соответственно состав рабочей смеси, способ охлаждения двигателя, периодичность замены масла, содержание серы а топливе, техническое состояние двигателя; для дизелей Л. ••' 1, для дизелей с |урбонаддувом К, - 1,3; для двигателей с водяным охлаждением Ль '" 1, с воздушным Кь" 1,3... 1,7; значения /Cn и А, при увеличении содержания серы в топливе с 0,5 до 1 % возрастают в 1,5...2,0 раза; А'т - зависит от угара масла, причем с его ростом К, - уменьшается.

По значению показателя А все тракторные двигатели делятся на четыре группы. К первой относятся двигатели, для которых ^ - 150 и рекомендуются масла группы Б/Вторая группа: при А " 150...250 и масла i-руппы В; третья;

Л ~ 250,..400 и масла группы Г; четвертая - А - 400,..700 и масла группы Д. Соответствие выбранного сорта масла конкретному двигателю будет зависеть

16

or правильности определения ко'»ффициснтон. которые при рабою двигателей непостоянны.

Количество отводимого маслом тепла or деталей двигателя находится в прямой зависимости от мощности двигателя, расхода топлива и подачи масляного насоса, косвенно связанной с вместимостью системы смазки. Поэтому предложенный Г.П.Лышко коэффициент напряженности работы масла в двш-атсле <рц (кВт"мин) представляет собой мощность двигателя, приходящуюся в I мин на 1 л прокачиваемого масла в смазочной системе двигателя: <рм - NJQ^ где Л^ - эффективная мощность двигателя, кВт; Q, -подача масляного насоса, л/мин.

Чем больше значение коэффициента масло напряженности двигателя, тем выше должно быть качество масла. Значения <рм составляют: для двигателей с турбонаддувом - 2,54; для СМД - 14 - 1.5; Д - 50 - 1,35; Д - 37М - 1,33;