Пропускная способность и интенсивность движения на регулируемых пересечениях зависят от геометрии перекрестка, режима роботы средств регулирования и характеристик транспортного потока. Наиболее важными среди них являются:
1) ширина участка перед пересечением;
2) продольный профиль этого участка;
3) наличие (или отсутствие) зон стоянки на этом участке;
4) ширина проезжей части пересечения;
5) ширина проезжей части на выходе из зоны пересечения;
6) радиусы поворотов;
7) продольная разметка в зоне пересечения;
8) длительность фазы зеленого сигнала светофора.
В число характеристик транспортного потока входят:
1) характер распределения движения;
2) состав транспортного потока;
3) распределение маневров поворота;
4) наличие (или отсутствие) пешеходов;
5) общие характеристики водителей.
Эти характеристики соотносятся с величиной и местоположением пересечения в пределах города; поэтому точная количественная их оценка невозможна.
Прибытие автомобилей на пересечение во многом зависит от соотношения циклов регулирования близлежащих светофоров и от режима работы каждого светофора в отдельности.
Для оценки пропускной способности и интенсивности движения на
пересечении важно правильно выбрать показатель качества функционирования пересечения. Скорость и плотность движения использовать нельзя, поэтому необходимы какие-то другие показатели. Хотя наиболее удовлетворительным показателем, вероятно, является длительность задержки у пересечения, определять ее в условиях движения трудно.
Наиболее часто для характеристики качества функционирования пересечения используют коэффициент загрузки пересечения движением, который определяется как отношение числа загруженных фаз зеленого сигнала в течение некоторого промежутка времени к общему числу фаз зеленого сигнала в течение того же промежутка времени.
Фаза зеленого сигнала считается загруженной, когда на всех полосах имеются автомобили, готовые выехать на пересечение при появление зеленого сигнала, когда в течение всей фазы зеленого сигнала на всех полосах имеются автомобили, способные выехать на пересечение без промедления, и нет случаев, когда из-за малой плотности движения между выезжающими на пересечение автомобилями образуются чрезмерно большие интервалы. Коэффициент загрузки пересечения нетрудно определить в полевых условиях; он некоторым образом соотносится с суммарной задержкой у пересечения и задержкой для автомобиля, рассматриваемого изолированно от других.
Существует ряд важных специальных исследований, проводимых инженером по организации движения на перекрестках, как со светофорным регулированием, так и без него. Они включают в себя исследования длин очередей ожидающих автомобилей, задержек и конфликтных ситуаций.
Исследования приемлемости интервалов обычно проводятся на нерегулируемых перекрестках.
В дополнение к измерениям физических характеристик пропускной способности регулируемого перекрестка проводятся два оперативных исследования для определения пикового фактора и фактора загрузки. При этом используется метод О. К. Норманна, описанный в «Руководстве по пропускной способности автомобильных дорог».
3.5 Фактор загрузки и пиковый фактор
Фактор загрузки является измеряемой характеристикой степени насыщения или использования подхода к перекрестку со светофорным регулированием и косвенно величины задержек, испытываемых автомобилями на этом подходе. Он определяется как процент пикового зеленого времени, полностью используемого движением, и может быть измерен наблюдением за эффективностью использования зеленого времени и записью получаемых результатов.
Исследования проводились в течение десяти зеленых фаз. Зеленая фаза составляет 33 секунды, желтая фаза – 2 секунды, красная соответственно 27 секунд. Результаты исследования занесены в таблицу 1.
Таблица 3.6 – Фактор загрузки.
Номер зеленой фазы. |
Количество автомобилей. |
1 |
17 |
2 |
21 |
3 |
19 |
4 |
17 |
5 |
23 |
6 |
26 |
7 |
16 |
8 |
14 |
9 |
17 |
10 |
19 |
11 |
17 |
12 |
21 |
13 |
23 |
14 |
26 |
15 |
14 |
Диаграмма 3.3 – Фактор загрузки.
Авт.
Номера зеленой фазы
Пиковый фактор. Так как интенсивность движения подвержена существенным колебаниям в течение часа, а анализ пропускной способности автомобильных дорог производится часто для периодов меньшей продолжительности, то необходимо получить поправочный коэффициент, учитывающий эти изменения. Его и называют пиковым фактором и определяют подсчетом движения за каждые 15 минут пикового часа с использованием следующей формулы:
Интенсивность в часы пик
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.