9. Технологический раздел.
Особенности производства самолетов в первую очередь зависят от габаритных размеров самолета, его назначения и тактико-технических требований к нему. Среди других изделий машиностроения самолет как объект производства обладает рядом особенностей:
1. Большое количество деталей планера вызывает большое количество применяемых технологических приёмов и спецоснастки.
2. Большая номенклатура применяемых материалов с разнообразными технологическими процессами их обработки.
3. Сложность пространственных форм, их требуемая точность и большая трудоемкость монтажно-сборочных, регулировочных и испытательных работ. Они составляют до 60% общей трудоёмкости при изготовлении современного самолета.
4. Высокие скорости определяют высокие требования к качеству поверхности обшивки и стыкам, а также самолета в целом и отдельным агрегатам в частности, большую роль играет повышенные требования к эксплуатационной надёжности самолёта.
5. Широкое кооперирование производства.
6. Большой объём подготовки производства.
7. Низкая серийность производства приводит к высокой доле расходов на подготовку производства в общих затратах на производство.
Исходя из особенностей самолёта, как объекта производства, можно выделить ряд требований, выполнение которых позволит повысить технологичность конструкции проектируемого самолета:
1. Рациональное членение самолета. Возможность более широкого применения в конструкции самолета готовых и стандартных изделий. Из опыта конструирования ЛА известно, что элементы новизны не должны превышать 25%. Максимальное использование в конструкции ЛА материалов с хорошей технологичностью, то есть свариваемостью, обрабатываемостью и другими свойствами. Наличие удобных подходов, обеспечивающих выполнение сборочных работ.
5. Ориентация конструкции на определённый метод сборки.
6. Наиболее существенным и важным требованием является рациональность членения планера и агрегатов, что позволяет:
· расширить фронт работ,
· улучшить подход к рабочим зонам и улучшить тем самым условия труда,
· упростить конструкцию приспособлений,
· уменьшить цикл сборки.
Требования взаимозаменяемости должны учитываться во всех процессах производства самолета. В данном разделе рассматриваются методы и средства обеспечения взаимозаменяемости.
Согласование форм и размеров деталей, узлов и агрегатов производится при помощи плоских и пространственных носителей форм и размеров. Жесткими носителями в этом случае являются плазы, шаблоны, эталоны поверхности, мастер-плита, и пакеты стыков. Размеры с жёстких носителей переносятся на рабочую технологическую оснастку. В соответствии с видом жёсткого носителя, применяемого в самолетостроении, методы и средства обеспечения взаимозаменяемости можно разделить на три группы:
1. Взаимозаменяемость при применении эталонно-шаблонной оснастки.
2. Взаимозаменяемость с применением оптических приборов.
3. Взаимозаменяемость с применением калибров и пробок (система допусков и посадок).
В данном дипломном проекте применяется метод обеспечения взаимозаменяемости с применением эталонно-шаблонной оснастки и системы допусков и посадок.
Преимущества:
· Высокая степень обеспечения взаимозаменяемости
· Низкая стоимость оснастки (при малых размерах агрегатов)
· Упрощение системы кооперирования в производстве
Недостатки:
· Увеличение срока подготовки производства из-за длительности изготовления жёстких носителей
· Необходимость переделки оснастки в случае изменений в конструкции
· Высокая стоимость эталонов для разъемов и стыков агрегатов больших размеров
9.2. Технологичность конструкции и факторы её повышения.
Технологичность - свойство конструкции, позволяющее получать изделие с заданными уровнями качественных характеристик и высокими технико-экономическими показателями в производстве и эксплуатации.
Различают производственную и эксплуатационную технологичность.
Производственная технологичность свойство конструкции, позволяющее применить при её изготовлении прогрессивные технологические процессы и обеспечить высокое качество при минимальных затратах труда и времени.
Эксплуатационная технологичность - проявляется в сокращении затрат и времени на техническое обслуживание и ремонт изделия, а также на подготовительные работы, связанные с полётом (заправка топливом, загрузка груза и т.д.).
Но технологичность не является абсолютным свойством конструкции. Конструкция технологичная в данных условиях производства, может оказаться не технологичной в других. Наиболее существенное влияние на технологичность оказывает объём выпуска изделия, в связи с тем, что тот или иной технологический процесс является оптимальным только при определённом объёме выпуска.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.