Создание технологичной конструкции достигается при комплексном решении вопросов на всех этапах проектирования и производства. При комплексной обработке технологичности изделия, придаются свойства технологичной рациональности, обеспечивается мобильность производства и быстрая его переналадка на выпуск нового изделия, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
9.3. Разработка схемы членения самолета.
Членение самолета на агрегаты, отсеки, и узлы является наиболее эффективным средством получения технологичной конструкции. С членением самолета связан процесс обеспечения взаимозаменяемости агрегатов. Взаимозаменяемость агрегатов и деталей обеспечивается применением плазовошаблонного метода увязки и заготовительно-сборочной оснастки. Схема членения самолета разработана с учётом требований прочности, аэродинамики и веса, технологичности, удобства сборки и эксплуатации.
При этом необходимо соблюдение требований:
1. При разработке конструкции учитывается функциональное назначение агрегата, различные требования по точности и технологии процессов сборки и изготовления.
2. Условия эксплуатации, необходимость замены агрегатов в условиях эксплуатации.
3. Достаточная жёсткость элементов и агрегатов.
4. Возможность транспортировки.
5. Возможность ведения широкого фронта работ.
6. Учёт заданной программы выпуска самолетов.
7. Соединение агрегатов и отсеков самолета осуществляется при помощи стыков и разъемов.
Стык – это соединение элементов конструкции, при котором не допускается перемещение одного элемента относительно другого.
Разъём – соединение, при котором предусмотрено взаимное перемещение элементов соединения в процессе эксплуатации.
Стыки и разъемы можно разделить на:
· конструктивные
· технологические
· эксплуатационные
Они предназначены для:
· обеспечения транспортировки самолета
· замены повреждённых или дефектных частей агрегатов в эксплуатации
· разделения труда при проектировании и производстве самолета
· возможности кооперирования производства
· обеспечения механизации и автоматизации труда
· улучшения условий сборки и монтажа
· расширения фронта сборочных и монтажных работ, а следовательно, и уменьшения времени сборки
· повышения производительности труда
При этом задачей конструктора является снижение общего числа стыков и разъемов, а если их избежать невозможно, то необходимо более широко использовать технологические стыки, вследствие их меньшего веса по сравнению с конструктивными.
На проектируемом самолете членение конструкции на агрегаты производилось с учетом требований технологии и сборки возможных прототипов. Схема членения схема членения проектируемого самолета выбиралась в соответствии с требованиями по снижению трудоемкости и улучшении технологичности.
Для производства самолета основным методом сборки принят метод сборки по внешней поверхности обшивки (ВПО). Основные части, из которых состоит самолет, представлены в Таблице 1 приведенной ниже:
Таблица 1
Поз |
Наименование |
Материал |
Тип крепежа |
Кол-во |
1. |
ВИШ |
- |
Фланцевое соединение |
1 |
2. |
Верхний капот |
Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик) |
Односторонний, по контуру (анкерные болты) |
1 |
3. |
Нижний капот |
Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик) |
Односторонний, по контуру (анкерные болты) |
1 |
4. |
Двигатель |
- |
Ухо-вилка |
1 |
5. |
Центральная часть фюзеляжа |
Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик) |
Клееное, по контуру |
1 |
6. |
Фонарь кабины |
Плексиглас, стеклопластик |
Ухо-вилка |
1 |
7. |
Гармгрот |
Трехслойная панель (стеклопластик – пенопласт - стеклопластик) |
Односторонний, по контуру (анкерные болты) |
1 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.