Попов С.В.: Возник этот механизм с 1991 по 1995 год. Ответственных за это вы тоже знаете поименно - всех, кто это делал. Может быть, не со злым умыслом, но так оно у них получилось. Виктор Степанович активно в этом участвовал, как вы знаете. Именно в силу того, что они пытались удержать этот механизм и, может быть, даже от того, что шли на поводу федеральных и региональных администраций, чтобы сохранить некое видимое спокойствие. Потому что бюджет поддерживался за счет инвестиций МВФ, а все остальное они либо не знали, либо не хотели реформировать. Тогда у них еще время было, чтобы это постепенно разгребать. Но в силу массы причин этого не произошло. Поэтому мы законсервировали систему, и она начала работать вхолостую. Как бы сделали несколько шагов по ликвидации старой системы, а по созданию новой ни шагу не сделали.
Из зала: Сергей Валентинович, ту систему, о которой Вы рассказывали, фактически крупные банки пытались сделать, но у них ничего не получилось. Почему Вы считаете, что для регионов это более приемлемо?
Попов С.В.: Какие банки вы имеете в виду, Инкомбанк?
Из зала: Имеется в виду, что шла эмиссия обязательств, пытались каким-то образом к этой системе подойти.
Попов С.В.: Нет, дело в том, что банк сам по себе не может обеспечить вторую часть. Он может осуществить дополнительную эмиссию, выпускать векселя, осуществить взаиморасчеты, но он не может сделать вторую часть: поставить предприятия в такие жесткие условия, чтобы вложенный в них рубль выходил в количестве 1,2, или сколько там процентов. Поэтому фактически банки использовали эту финансовую ситуацию для другого: для попыток все больше и больше зарабатывать денег. У нас это повторилось несколько раз: первый раз с МММ и другими вещами, потом на уровне банков с их векселями и взаиморасчетами и третий раз - с ГКО. Каждый раз происходила следующая вещь: финансовый механизм не сшивался с производством. Они работали в разных циклах. Какое-то время они сосуществовали, потом раз - и разрывались. Поэтому тот финансовый кризис, который у нас произошел, можно совершенно определенно сказать, что это не экономический, не финансовый кризис. Это кризис государства, которое не смогло сорганизовать финансы и финансовые потоки с трансформацией промышленности. Этим никто не занимался. Поэтому банки-то делали, но не все. На уровне регионов немного другая ситуация. Крупные банки, кстати, делали другое. Если действительно в вашем городе есть пример, когда бюджетные, налоговые счета, счета предприятий переводятся в один банк, то за счет замыкания этого цикла создается некоторый дополнительный ресурс. Вопрос весь в том, куда он дальше идет? Реально он всегда шел либо в ГКО, либо в другие регионы, где процентная ставка выше. Крупные банки на этом, собственно, и жили. Не строилась ситуация вложения этого ресурса в дело, которое даст прирост, про это даже никто особо не думал. Если думал, то очень и очень редко. А когда мы говорим о региональной финансовой системе - зачем я рассказываю про эти три части? Их на самом деле должно быть больше, но, как минимум, эти три части должны одновременно создаваться и трансформироваться: реорганизация предприятий, реорганизация ЖКХ и уменьшение вливаний туда и реорганизация финансовой системы. Если они все три вместе сработают, может начаться обратный процесс. Если по отдельности делать, то особо ничего не получится.
Из зала: Есть книжечка старинная - занимательная математика. Там все эти пирамиды уже были описаны. Как же это прошло у Мавроди и прочих?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.