С.В.: Есть еще момент. Речь об игре 29 в Цессисе. Ты ее называл, но там был еще один пункт с проблематизацией оргтехнической схемы. И его надо ввести как необходимый с точки зрения программирования такого рода систем, как регион. Поскольку там был проблематизирован тип программирования, который вообще был возможен (в управленческой рамке).
Иркутск – игра по городу – это обсуждение способа замыкания этого на культуру. Ты это сказал. В Новом Уренгое (с подачи Тимофея) обсуждался вопрос о типе понятия. Там обсуждались отношения между сферой и регионами. И там возникла гипотеза: регионализация есть попытка пересадки сферы на разнонаправленные процессы, двигающиеся самостоятельно. Т.е. пересадка сферы на другого масштаба процессы (по оргтехнической схеме). И структура возникающих между ними отношений есть регион.
Вопрос: А разве понятие ресурса не задается типологией ресурсов?
П.Г.: Понятие ресурса является логическим понятием. А потому это понятие не задает типологий и не задается ей. Для того, чтобы понятие задавало типологию, нужно, чтобы оно было объективировано в той или иной онтологической картине, типологически устроенной. Либо само это логическое понятие нужно подвергнуть (внутри себя) системно-типологическому анализу. И ввести типологию ресурса, но пользуясь схемой и логикой самого этого понятия. Т.е. вводить его с самого начала не как системное, а как типологическое понятие – с вариантами. Тогда у нас понятие ресурса с самого начала будет обладать несколькими вариантами.
"Системное" – это значит, у него есть некоторое ядро, к которому ты все подводишь. А "типологическое" – это значит есть несколько вариантов, друг другу несоразмерных.
"Замыкающий" ресурс – это означает, что если у вас культуры нет, то все остальное вам просто не нужно. Вы не сможете этим воспользоваться. В этом плане можно сказать: культурное население или нет? Если оно культурное, то это его ресурс. Потенциальный. Теперь возникает вопрос: куда мы его употребим? И я только это имел в виду, а не "вершину" или "не-вершину" чего-то. Это я не знаю. Но замыкающую функцию может играть что-то другое.
Вопрос: Какие еще логические понятия бывают?
П.Г.: Например, прибыль; это логическое понятие. Прибыль есть некоторый принцип организации мышления и деятельности. А следовательно, относится к логической части. А кто-то может думать, что прибыль – это некоторая сумма денег. Тогда прибыль относят к онтологическим понятиям. Иногда думают, что прибыль связана с эксплуатацией и трудом. Если тебе такая неумная мысль в голову забрела, то с этого момента ты начинаешь с ней бороться как с фактом эксплуатации и прибавочного труда. Поборешь ее. Прибыли больше нету. И через некоторое время начинаешь все это расхлебывать. Это типичный пример перехода от логической плоскости к онтологической. Поскольку идея прибыли была объективирована в онтологии социального взаимодействия и товарно-денежных отношений. И будучи в ней объективированной она свою логическую природу как бы потеряла – о ней забыли и стали работать как с объектом.
Реплика: Мы забыли, а "там" почему-то запомнили.
П.Г.: А "там", между прочим, все учебники начинаются с того, что "прибыль – это не цель деятельности предпринимателя".
С.В.: Не забыли и до сих пор получают.
П.Г.: Это пишется во всех учебниках: "но при этом, это – не единственное и не основное", поскольку предприятие может в течение 2-3 лет быть рентабельным, давать большой дивиденд на капитал, а потом развалиться.
С.В.: И убытки превысят все прибыли.
П.Г.: А вывод из всего этого следующий: надо думать, знакомиться с текстами, реконструировать все это. И работы на самом деле без всего этого не может быть.
С.В.: Во всяком случае, то, что рассказывал Петр, содержит все существенные повороты мысли, все существенные моменты.
П.Г.: Не все...
С.В.: Все существенные. Их вполне достаточно, чтобы обсуждать понятие региона.
П.Г.: Я бы так сказал. Теперь ничто не мешает любому эксперту, проанализировав этот текст, собрать понятие региона. Это не значит, что это будет полное понятие. Но оно будет достаточно мощным. Во всяком случае, даже пользуясь отдельными кусочками этого, можно пройти (ситуацию пройти). А если все это еще и зашнуровать, то будет достаточно интересно. Но для этого нужно ввести несколько как бы оперативных эквивалентов этим идеям. Это тоже были отдельные абстрактные идеи, и появились они скорее на ситуациях. Если теперь каждой такой идее ввести оперативный эквивалент, то получится понятие регион.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.