С.В.: Ты еще забыл, что в обсуждениях после БАМа с привлечением материалов Азиатско-Тихоокеанского региона, была сформулирована гипотеза (именно гипотеза, поскольку еще не доведена до схематизации), что процесс регионализации и образования региона – это попытка совместить два несовместимых процесса: воспроизводства и развития.
П.Г.: Это было тогда же, а не раньше, поскольку ситанализ в ИМЭО я делал в декабре 1987 г., т.е. тогда же, когда шла рефлексия БАМа. И мы параллельно с ней все это обсуждали. А дальше вводилась такая схема, которая потом и в Сваляве была воспроизведена: есть некоторые мировые процессы, которые вместе с тем задают и принцип оценки процессов развития; поскольку сопоставление некоторых процессов с мировыми процессами позволяет отделять деградацию от развития. А затем, если эти процессы где-то, в каком-то пространстве как бы текут, то по отношению к нему строится как бы совершенно другой ряд, задающийся другого рода процессами, идущими как бы ортогонально первым: процессами воспроизводства тех организованностей или единиц. И поверх этого, или в связи с этим вырезается некоторая конфигурация, заданная пересечением процессов, которые осмысляются как процессы развития (или с ними синонимичные) и воспроизводства некоторых единиц и организованностей. На пересечении этих двух групп процессов возникает образование, которое называются "регион". Причем, очень важно, схема эта была построена при анализе Азиатско-Тихоокеанского региона.
А при попытке ответить на вопрос, что же является регионообразующими факторами, по отношению к этому вводился как бы ряд пунктов, которые являются как бы регионообразующими факторами. Для АТР это ряд пунктов: наличие большой концентрации населения и другие известные. Поэтому получается, что пересечение процессов воспроизводства и развития именно на этом участке земли обусловлены рядом условий (или регионообразующих компонент), которые позволяют А дальше просто выяснялось, что перенести этот механизм на славян ну никак не удается (что заставило по-новому взглянуть на это состояние).
Но эта линия, по сути, продолжала линию вопросов, представленных на игре 15 и 50. И выворачивала все в региональную проблематику.
Следующий шаг – это серия мероприятий: Байкальская экспертиза, школа по экологии в Юрмале, обсуждение Байкальской экспертизы по теме региона, а также игры на Ольхоне и в Байкальске. Одним из важнейших моментов, который обсуждался на Байкальской экспертизе, в Юрмале и др. местах, является следующий: возможно ли построить типологию ресурсов и между ними установить некоторые механизмы взаимодействия?
Для этого надо, во-первых, понятие ресурса. А еще до этого - нужно выделение некоторых основных типов ресурсов. И в процессе обсуждения пришли к выводу, что культура является таким замыкающим ресурсом, который позволяет придавать этот поворот, или динамику, сплин своеобразный всему этому процессу обмена ресурсов. Но это не является как бы теоретическим тезисом. Это являлось таким конкретным материалом, на котором обсуждался вопрос: можно ли построить некоторую типологию ресурсов? Можно ли между ними построить какой-то тип отношений? И какую роль играют различные типы ресурсов в этом замыкании.
И мы вынуждены были далее выходить на проблему культурной организации, на проблему трудовых ресурсов и интеллектуальных ресурсов (как основного из возможных этих "замыкателей"). Дальше на игре по городу обсуждалась, по сути, эта линия. Т.е. обсуждался вопрос с идеей, которая дальше получит трактовку как "миссия региона". Но относится она совсем к другому: она относится к тому, чтобы ресурсную картину представить не как гомогенную, а как гетерогенную, из многих разных ресурсов. И ввести эту онтологию. Те обсуждения, которые идут здесь с сельским районом и с его специфическим сельским набором ресурсов, Слюдянским районом и его специфическим набором ресурсов, вопрос, который я задавал вчера (классы, страты, носители долговременных интересов, т.е. попытки ввести социологический контекст сюда), – все это, по сути, вопросы на содержание какой-то новой идеи, и новой картины региона, но это как раз тот шаг, в котором мы на данный момент пребываем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.