Т.е. выяснилась простая вещь: онтологическое обеспечение программной работы – его нет.
Иначе говоря, возник сбой в игровой практике. И понадобилось программировать пакеты игр. И это стало предметом игры 45. Понадобилось втягивание новых профессиональных содержаний, и, следовательно, распредмечивание нового пакета профессиональных знаний, и трудности осуществления программной (методологической) работы являлись такими тремя точками, из которых стал расти целый комплекс вопросов, о которых я дальше буду говорить.
А дальше важнейшие вехи следующие.
Первое. Игра 45 в Новой Утке, прошедшая летом 1985 года, в которой работала группа разработки программы игр по развитию территориального комплекса. В этой группе принимали участие Попов, Наумов, Г.П. – с методологической стороны; Левинтов, Савченко – с экономико-географической стороны, а также другие.
Второй вехой является обсуждение проблемы развития в части проблемы развития региональных общественных систем на играх 15 (П) и 50 (ГП), которые проходили в июле, августе и сентябре 1986 года. Игра 50 была в Красноярске и называлась "Развитие региональных общественных систем и прикладные психологические службы". Ну, второе было как бы заказом, а первое было основным направлением работ. Т.е. тема была по сути такая: приложение идеи развития к таким образованиям, как региональная общественная система.
Третьей вехой был цикл обсуждений, который проходил под вывеской "Подготовка игры в Оренбурге". Эта игра с нефтегазоконденсатным комплексом, которая трижды или четырежды откладывалась. И практически весь конец 86-го и 87-й г. шла подготовка к этой игре. И поскольку заказ состоял в разработке генеральной схемы развития оренбургского газоконденсатного комплекса, то обсуждались вопросы соотнесения комплекса и региона, а потом туда попал еще и третий член – вузовская наука, которая была представлена различными лабораториями и кафедрами Института нефти и газа им. Губкина. Поэтому обсуждение шло на трех таких поворотах:
- региональное развитие и программы развития оренбургского территориального комплекса (или региона);
- роль большого производственного объединения в условиях регионального развития (что он может и чего он не может);
- перевод всего этого в заказ для науки, поскольку сегодня наука обеспечивает только техническую, типологическую и естественнонаучную часть, а здесь при переходе к региональным исследованиям, надо было как-то все это перевернуть и оживить эти несчастные лаборатории в губкинском институте: дать им новое содержание и новые направления работы.
Этот этап характерен тем, что игры в Оренбурге так и не произошло. А весь этот комплекс обсуждений свернулся в обсуждение деятельностно-природной системы. Это весна 87 года.
С.В.: Там еще встал вопрос о региональной инверсии. Поскольку онтологической картины региона мы не имели, и как этот макропроцесс менять, было неизвестно.
П.Г.: Раз. А кроме того, важным было то, что начал обсуждать Головняк: отличие имитации от моделирования. Но чтобы его обсуждать, его нужно было поставить как проблему. Но тогда это шло в контексте инверсии.
С.В.: Но этот вопрос с инверсией важен до сих пор.
П.Г.: Да. Но тогда он ставился так: по отношению к региональному сообществу, представленному на игре, метод инверсии (как такое оборачивание мыследеятельностной схемы на коллектив и на его действия) совершить нельзя, поскольку коллектив мозаичный, и все двигаются в разные стороны. И осуществлять на региональной игре такой пролом, когда все разом осуществляют шаг, нельзя. Вот если собрать хозяйственников и обсуждать их проблемы хозрасчета, то можно; поставить тему "Хозрасчет", ввести некоторую мыслительную схему и протащить весь коллектив через эту схему. А когда обсуждался регион, то все двигаются в разные стороны. Нельзя всех заставить двигаться в одну сторону: БЦБК хочет одного, Рудоуправление – другое, РК КПСС – третьего. Поэтому нужно, чтобы в условиях игры каждый сделал какой-то свой шажочек. Иначе будет административно-отраслевая идеология. И я сегодня корреспондентке пытался объяснить, в чем основная трудность этой Байкальской игры: в том, что все идут в разные стороны и с разным темпом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.