Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах, страница 6

1. В  лесу

Задача чтеца

Ходил я в лес гулять. | В лесу тихо, | только слышно иногда, | как  деревья  от мороза трещат.

Елки стоят | и не шелохнутся, | на ветках подушки снега намело. | ,

Я ногой по елке ударил — | целый сугроб мне свалился на голову.|

Нарисовать картину сурового зимнего леса.

2.   Встреча   с  девочкой

Задача чтеца

Стал я снег стряхивать,| смотрю—| идет девочка. | Снег ей по колено. I Отдохнет немножко | и опять идет, | а сама вверх | на деревья смотрит, | ищет что-то. |

—Девочка, | что ты ищешь?— Девочка вздрогнула, | посмотрела на меня:

— Ничего, | так просто! | И   дальше   пошла. | Сама маленькая,| а  валенки большие. |

Вышел я на тропинку, | с тропинки в лес не сворачиваю, | а то и так полные валенки снега набралось. | Погулял я немножко, | ноги замерзли. | Пошел домой.

Заинтересовать слушателей: почему маленькая девочка одна ходит по лесу, что она ищет

3. Девочка ищет скворца

Задача чтеца

На  обратном   пути смотрю— | опять эта девочка идет впереди меня по тропинке I тихо-тихо | и плачет. | Я ее догнал.|

—Отчего, — говорю, | — ты плачешь? Может, я помогу. |

Посмотрела она на меня, | вытерла слезы | и говорит: |

-Мама комнату проветривала, | а Борька, | скворец, | в форточку вылетел | и улетел в. лес. | Теперь он ночью замерз­нет! |

Чего ж ты раньше молчала? |

- Боялась, — говорит, | — что ты Борьку  поймаешь | и

возьмешь себе.

Вызвать сочувствие.- к Девочке, желание помочь ей

4. Нашли Борьку

Задача чтеца

Стали мы вместе с девочкой |   Борьку искать. I Спешить надо: | темнеть   уже   стало, | а ночью Борьку сова съест. | Де­вочка в одну сторону пошла, | а я в другую. Каждое дерево осматриваю | — нигде нет Борьки- | Хотел я уже обратно идти, | вдруг слышу — | девочка кричит: «Нашла, нашла!»|

Подбегаю я к ней — | стоит она около елки | и наверх показывает: | — Вот он! | Замерз, бедный.| А на ветке | сидит скворец, | Перья распушил | и одним глазом смотрит на девочку. | Девочка его зовет: |

— Боря, | иди ко мне, хороший! |

А Боря только к елке прижался | и идти не хочет. Тогда я на елку полез, | чтобы его поймать. |

Только до скворца долез, | хотел схватить, | а скворец к девочке на плечо перелетел.| Она   обрадовалась, | спрятала его под пальто. |

-  А то, — говорит, | — пока донесу до дому, | замерзнет. ||

Вызвать у слушателей тревогу за Борьку

5. Скорее домой  

Задача чтеца

Пошли мы домой. | Темно уже стало, | огоньки в дoмах зажглись, | еще немного осталось дойти. | Я спрашиваю у девочки: |

-  А давно у тебя скворец живет? |

-  Давно.

А сама быстро идет, | боится, | что скворец под пальто замерзнет. | Я за девочкой иду, | стараюсь не отставать.||

Передать бёспокойство девочки, желание скорее прийти домой

6. Прощание с девочкой

Задача чтеца

Пришли мы к ее дому, | девочка попрощалась со мной.

- До свиданья, |—только      
мне сказала. |       

Я на нее долго смотрел, | пока она валенки на крыльце чистила от снега, | все ждал, | что девочка мне скажет еще что-нибудь. |

А девочка ушла | и дверь за собой закрыла на щеколду.

Заставить слушателей задуматься над  тем.  чего же ждал от девочки автор рассказа

Ход занятия и методические приемы его проведения

В начале занятия воспитатель обращается к детям со следующими словами: «Писатель Геннадий Яковлевич Снегирев очень любит природу и пишет о ней в своих рассказах. Часто он гуляет по лесу. Однажды на такой прогулке с ним произошел интересный случай. Послу­шайте, как рассказал об этом писатель» (следует выразительное чтение текста).

Хорошее знание текста при чтении помогает воспитательнице поддерживать непрерывный внутренний контакт с детьми: не нарушая нужного темпа чтения, поглядывать на детей, видеть их реакции.

Закончив чтение рассказа, воспитательница оставляет детей на некоторое время под впечатлением услышанного. Затем, чтобы выяснить, хорошо ли дети поняли основную мысль автора, спрашивает: какие слова, по их мнению, писатель ожидал услышать от девочки, как бы они сами поступили в подобном случае.

На последующих занятиях с целью эстетического воспитания детей следует обратить их внимание на описание зимы. Воспитательница читает следующие строчки: «В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат.

Елки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело...»

Затем воспитательница спрашивает у детей, что они видели на прогулке зимой, какие были улицы, дома,, деревья. Можно предложить рисовать на тему рассказа, дав для этого голубую бумагу в тон неба, на которой так эффектно будет выделяться белый цвет.