Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах, страница 3

Наметив ударения, помогающие передать основную мысль произведения, чтец определяет паузы. Стихотворение состоит из шести строф (четверостиший). Каждая строфа отделяется от другой паузой несколько большей длительности, чем в конце каждой стиховой строки. Кро­ме того, в стихотворении имеются психологические паузы, совпадающие с логическими.

И вылез... (пауза) Но кругом все тихо, (пауза)

Соседей нет, (пауза) он первый здесь... (пауза)

Он падал, (пауза) заносил дорожки, (пауза)

Иногда строковая и психологическая паузы совпадает, например: «Но кругом все тихо» (пауза); здесь психологическая пауза показывает состояние тишины, а стихотворная—конец ритмически организованных слов в строке.

Только хорошо разобрав стихотворение, усвоив и его содержание, и форму, чтец может учить текст наизусть.

Разберем стихотворение С. Я. Маршака «Ванька-Встанька». Написано оно с теплым юмором, доброй улыбкой. В стихотворении автор как будто описывает детскую игру: «няньки» хотят уложить Ваньку-Встаньку снать, но это им никак не удается. Ванька-Встанька не терпит покоя, не спит под одеялом в кровати.

Уляжется снова и встанет опять...

...приляжет и вскочит.

«Несчастные» няньки, как в шутку называет их автор, зовут доктора, который и открывает причину поведения неуемного Ваньки-Встаньки:

Тебе, дорогой, потому не лежится.

Что слишком легка у тебя голова!

При исполнении, произведения чтец должен чувствовать добродушную улыбку автора, передать бодрый тон произведения, его юмор.

Начало стихотворения рисует тишину ночи, все снят.

Уснули телята, уснули цыплята, .

Не слышно веселых скворчат из гнезда...

Эти строчки читаются негромко, в медленном темпе. Как контраст общего покоя, один только мальчик Ванька-Встанька «не спит никогда»; эти слова следует подчеркнуть.

Намечая дальше логически ударные слова, чтец выделит во второй строфе слово «несчастные», но, помня, что это шутка, придавать грустный оттенок этому слову не следует. Слова «начнут», «не хочет» также будут ударными. Следующее дальше противопоставление так­же надо поставить под ударение: «приляжет и вскочит, уляжется снова и встанет опять», и т. д.

Темп речи в стихотворении разнообразен: если вначале содержание раскрывается в медленном темпе, то дальше, где говорится о неспокойном поведении Ваньки-Встаньки, темп речи ускоряется. К концу стихотворения темп снова замедляется. Слова доктора звучат без уко­ризны, скорей с сочувствием к беспокойному пациенту, .В стихотворении четыре строфы, они отделяются паузами. Паузы выдерживаются и в конце каждой строки. Мелодия стиха плавная, ритм спокойный.

Задания .

Дать примерный разбор стихотворений и выучить их наизусть:

«Дети и птичка» А. Н. Плещеева.

«Дождик» 3. Н. Александровой.

«Зима недаром злится...» Ф. И. Тютчева.

«Воробушек качаться захотел» М. А. Познанской.

«Поет зима— аукает...» С. А. Есенина.

XI. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКИХ САДАХ

Драматизация русских, народных песенок с детьми 2—3 лет

Подготовка к занятию

Чтение народных песенок с одновременным показом соответствующего их содержанию наглядного материала помогает развить у детей младшей группы способность слушать литературно-художественные произведения в коллективе других детей. Особую увлекательность дра­матизации придает определенный подбор песенок, даю­щий возможность объединить их единым сюжетом. На данном занятии единым сюжетом объединены песенки «Петушок-, петушок...», «Водичка, водичка...», «Расти, коса, до пояса...», «Ладушки».

Предварительно следует поработать над выразительностью исполнения песенок. Читая начало песенки «Петушок, петушок, золотой гребешок...», мы как бы любуемся привлекательной внешностью петушка. Конец читаем укоризненно: «Что ты рано встаешь, голосисто поешь, Тане спать не даешь». Песенки «Водичка, водичка...» и «Расти, коса, до пояса...» читаются мягко, тепло, ласковым голосом. Песенку «Ладушки» следует читать нараспев, бодро, жизнерадостно, сопровождая текст ритмическими хлопками в ладоши.

Персонажи:   кукла   Таня, петушок.

Декорации: диванчик, два-три дерева, табурет, на нем кувшин с водой, расческа.

Ход занятия и методические приемы его проведения

Дети сидят перед низким столом, покрытым неяркой зеленой скатертью, изображающей травку (персонажи должны быть детям хорошо видны). В стороне за маленькой ширмой декорации и кукла Таня, лежащая на диванчике с закрытыми глазами.