B этом эпизоде выразительно звучат паузы: «Прыгнула она над огнем и вдруг... (пауза) растаяла». Эта пауза как бы подготавливает слушателей к важному событию — гибели Снегурочки.. Затем, после слов «Ау, ау. Снегурочка!», опять следует сделать паузу. Она как бы заставляет слушать ответное эхо на встревоженные голоса подружек. И заключительные слова сказки: «Только эxo им в лесу откликнулось» -завершают эту картину и создают соответствующее настроение.
Уяснив центральный образ сказки, рассказчик останавливает внимание на отдельных ее картинах. Повествовательное начало сказки рисует жизнь стариков. Сказка говорит, что они жили ладно, дружно; это следует подчеркнуть и рассказчику, а затем сказать с сочувствием об их горе — «детей у них не было».
Сказка выразительно рисует, с какой любовью старики лепят Снегурочку, как происходит на глазах стариков чудо: «Глядь... (пауза) —а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка». Здесь рассказчику необходимо передать и удивление, и радость стариков при появлении живой дочки Снегурочки, а слова: «Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают» — произнести с теплым чувством.
Любовь и тревога звучат в словах стариков: «Что с тобой, дочка? Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?» Ласково уговаривает Снегурочку старуха: «Поди, дочка, повеселись с подружками».
Все действие сказки проходит на фоне родной природы. Живописно, по-сказочному немногословно изображает сказка и зиму с сугробами до пояса, и весну с проталинками и жаворонками, и лето. Рассказчику следует также любовно передать их в звуковом рисунке, так как картины, на фоне которых происходит захватывающее действие, запоминаются детям, способствуют зарождению любви к родному краю, к Родине.
Задание
Дать примерный разбор народной сказки «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» и сказки А. М. Горького «Воробьишко».
Примерный разбор стихотворений
«Подснежник»
(стихотворение 3. Н. Александровой)
«Подснежник» — стихотворение лирическое, оно пронизано большой любовью к природе, нежным, теплым чувством к маленькому цветку, первому вестнику весны.
От теплых лучей весеннего солнца проснулся маленький цветочек, выглянул из-под снежного покрова, но ненадолго: его вновь засыпал «пушистый, белый, холодный мартовский снежок».
Автору стихотворения удалось создать поэтический образ подснежника. Вот он почувствовал тепло, «подумал, что пора, и вылез», засыпанный снегом. Он хоть и склонил свою головку, но не грустит, он доволен тем, что ему первому пришлось возвестить о наступающей весне.
При исполнении этого стихотворения чтец должен увидеть этого трогательного маленького вестника весны, определить свое отношение к нему.
Вначале следует показать, как робко появляется цветочек из-под снежного покрова. Он как будто оглядывается:
...Но кругом все тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Необходимо передать интонацией чувство жалости возникшее у зайчихи:
«Уж больно тонок ты, дружок!»
Пушистый холодный снег, так зримо показанный автором, медленно падает на землю и засыпает дорожки. Чтение этих строк следует дать в замедленном темпе.
Кончается стихотворение жизнеутверждающими дровами подснежника:
«Умру, но не жалею:
Ведь началась весна с меня!»
В эти слова чтец вкладывает бодрые, жизнерадостные интонации, показывающие уверенность маленького цветочка в своей правоте.
Ритм этого стихотворения несколько замедленный, спокойный:
У занесенных снегом кочек... (ямб)
При чтении его не следует спешить, необходимо верно передать ритмическую мелодию, эмоциональность, вызванную восхищением подснежником.
В процессе подготовки чтецу следует также наметить правильные логические ударения, чтобы верно донести основную мысль. Так, в первой строфе надо подчеркнуть состояние подснежника: «полузамерзший, чуть Живой». Вторая строфа объясняет, почему так полупилось:
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,
И вылез...
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.