Примерный разбор народных сказок
«Лиса, заяц и петух»
(Русская народная сказка для детей 3 — 4 лет)
В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости.
Зайчик, пожалев лису, пустил ее в избушку погреться Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатии детей на стороне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь — делают попытку выгнать лису.
Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, медведь. Только петушок не поддается обманным запугиваниям. Он сам грозит снести лис голову. Лиса испугалась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей избушке.
Содержание простое и увлекательное. Конец удовлетворяет детей: они довольны, что зайчик опять живет Своей избушке, справедливость торжествует.
Чтобы идея сказки стала понятной детям, рассказчик должен создать верный звуковой рисунок всех событий, действий каждого персонажа. Отзывчивый зайчик пустил лису погреться. Когда лиса его выгнала, «идет зайчик и горько плачет». Сказка рисует слабого, беззащитного зверька. Рассказчик соответствующими интонациями должен показать и характер зайчика, и его горе. Горько звучит жалоба зайчика встречающимся животным-: «Как же мне не плакать?..»
Когда зайчик видит, что ни собаки, ни медведь не выгнали лису, он говорит петушку: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и ты не выгонишь!» В его словах звучит безнадежность.
Отрицателен образ лисы: это захватчица, коварная, жестокая обманщица. В самом начале сказка рисует ее поведение. В словах рассказчика: «Погрелась, да его из избушки-то и выгнала» — уже должно звучать осуждение ее поступка. Затем следует передать и хитрость лисы, когда она запугивает зверей: «Ка-ак выскочу, ка-ак выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам!» Она смело и дерзко пугает зверей. Показать это интонацией голоса необходимо. Совсем по-иному звучат ее слова в конце "сказки: «Одеваюсь!.. Шубу надеваю!» Здесь она сама испугана петухом и после третьего настойчивого требования быстро выскакивает из избушки.
Собаки, медведь, петушок сочувствуют зайчику. Каждый из них участливо спрашивает: «О чем, зайчик, плачешь?» По внешнему виду и характеру звери разные. Для верной передачи их образов рассказчик использует различный тембр и темп голоса: отрывистый, быстрый, звонкий голос собаки, медленная, на низких нотах речь медведя, звонкий, певучий голос петушка. Для большей убедительности хорошо использовать звукоподражания: собаки должны полаять, петушок покукарекать.
Общий тон всей сказки, несмотря на горе зайчика, жизнерадостный, бодрый. В ней преобладает доброе начало, желание помочь товарищу. На этом жизнерадостном фоне рассказчик рисует развертывающиеся события.
В основе композиции сказки излюбленный сказочный прием — повторность действия: три встречи зайчика с животными. Каждая из них является законченным эпизодом и должна отделяться от других значительной паузой.
Следует выдержать паузу и в конце сказки, чтобы дать возможность детям почувствовать благополучный ее конец.
«Снегурочка»
(Русская народная сказка для детей 5 — 6 лет)
Сказка «Снегурочка» волшебная: в ней происходит чудесное превращение снежной девочки в живую. Как и во всякой волшебной сказке, чудесный элемент ее переплетается с бытовой реалистической основой: сказка рисует быт бездетных стариков, картины родной природы в различные времена года, забавы детей.
Эта сказка несколько отличается от других русских народных сказок по характеру содержания. В то время как большинство наших сказок жизнерадостны, бодры, эта сказка лирична, с оттенком грусти, вызванной гибелью Снегурочки.
Читая внимательно сказку в процессе подготовки, рассказчик отмечает, что и по композиции она отличается от других. В ней нет характерной для сказок динамичности, нет обычного приема - троекратного повторения действия. Все внимание сосредоточено на образе Снегурочки, ее поведении, переживаниях.
Образ Снегурочки создан с большой любовью. Трудолюбивая, смышленая, приветливая. Снегурочка хороша и внешне: «что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».
Образ, созданный с такой любовью, требует и от рассказчика соответствующих лирических интонаций, вызывающих у слушателей симпатию к Снегурочке. В голосе рассказчика должны прозвучать теплые, любовные ища, но без сюсюканья, без излишней сентиментальности.
Замечательно показан в сказке контраст радостного весеннего пробуждения природы и нарастающей печали и грусти Снегурочки. «Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела травка на проталинках, запели жаворонки». В голосе рассказчика звучат жизнерадостные, бодрые интонации, а затем, после небольшой паузы, он с оттенком грусти продолжает: «А Снегурочка вдруг запечалилась».
Само содержание сказки указывает рассказчику на использование тех или иных интонаций, оттенков голоса, соответствующих повествованию: рассказчик передает радость Снегурочки, когда выпал град, ее горе, когда выглянуло солнышко и град растаял.
Выразителен конец сказки — гибель Снегурочки. Происходит чудо — растаяла Снегурочка, «обратилась в белое облачко». Рассказчик должен нарисовать и удивление, и тревогу подруг, когда они ее зовут: «Ау, ау, , Снегурочка!»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.