Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах, страница 4

Отодвинув ширму в сторону, воспитательница обращается к детям со следующими словами: «Наша Таня долго гуляла по саду, устала, сейчас она спит». Дети рассматривают всю обстановку и спящую Таню.

Появляется петушок. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку». Кукла Таня просыпается. Воспитательница читает песенку про петушка. Дети с помощью воспитательницы рассматривают петушка, говорят, что у него золотой гребешок, шелковая бородка. Затем воспитательница еще раз читает песенку про петушка.

Воспитательница умывает, причесывает Таню, приговаривая соответствующие слова песенок «Водичка, водичка...», «Расти, коса, до пояса...». Активизируя внимание детей, воспитательница все время по ходу действия задает детям вопросы и играет с Таней в «Ладушки», держа ее на коленях. »

Затем уже вместе с детьми повторяют игру 2—3 раза.

В последующие дни воспитательница в подходящих случаях, например при проведении гигиенических процедур, произносит уже знакомые детям народные песенки, стараясь, чтобы они их повторяли и запоминали.

Рассказывание русской народной сказки

„Кот, петух и лиса" детям 3—4 лет

Подготовка к занятию

Содержание сказки простое, но очень интересное. Лиса, пользуясь доверчивостью петушка, выманивает его из избушки и уносит к себе домой. Кот благодаря своей ловкости и находчивости выручает друга из беды.

Основная идея сказки — дружба проверяется в беде. Задача воспитателя — подвести детей к выводу, что истинные друзья в опасную минуту всегда придут на помощь.

Детей увлекает антропоморфизм сказки: кот, петух и лиса живут в избушках, действуют и разговаривают, как люди, наделены человеческими чертами характера.

Кот трудолюбивый, он рано утром встает, на охоту ходит. Говорит солидно, степенно. Он заботливо предостерегает петушка: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит».

Кот — верный товарищ, он мчится на помощь петушку что есть духу. В соответствии с действиями кота ускоряется и темп чтения.

Дважды спасает петушка кот, но в третий раз не услышал кот крика петушка — унесла его лиса. Ловкий и находчивый кот. нарядившись музыкантом, спасает петушка. Рассказчик интонациями должен передать свое доброе отношение к коту.

Петушок также в меру своих сил трудится: «все в избушке приберет, пол чисто подметет». Он очень доверчивый, простодушный, легко поддается лести лисы, соблазняется лакомыми для него пшеном и горохом. Жалобно, испуганно взывает он о помощи, когда его уносит лиса: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!»

Лиса — яркий отрицательный образ. Лисе больше все­го подходит певучий говорок, мягкие, льстивые лукавые интонации: «Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Затем и торопилась...»

Песенку лисы и песенку кота можно петь, используя простую повторяющуюся мелодию народной песни.

Удивление зверей, когда они видят щеголя-кота, слушают его песенку, следует передать живо, с соответствующими интонациями.

Бытовые подробности (петушок пол подметает, кот идет на базар за покупками, лиса печку топит, блины печет) делают сказку очень жизненной, реалистически конкретной. Даются эти подробности просто, без подчер­кивания.

По своей композиции сказка делится на две части: в  первой  части  действие  развертывается  у избушки кота и петушка, во второй части — у избушки лисы. Имеющиеся в каждой части троекратные повторы основ­ных эпизодов даются с постепенным нарастанием, с усилением выразительности к третьему повтору. Особенно жалобно кричит петушок, когда лиса третий раз несет его по лесу: он знает, что кот далеко ушел на охоту и может его не услышать. Всей душой мы сочувствуем ему. Особенно завлекательно поет кот свою песенку, третий раз вызывая лису: ему известно, что в избе оста­лись только лиса и петушок, кто-нибудь из них должен выйти. Слушатели напряжены до предела: удастся ли спастись петушку? Указанные третьи повторы в каждой части являются кульминационными.

Начало сказки, которое знакомит слушателей с положительными героями, читается медленно, слегка нараспев, чтобы привлечь внимание слушателей. Концовка читается с большим удовлетворением и подъемом: «С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уже больше к ним и не показывается».

Ход занятия и методические приемы его проведения