В начале занятия воспитательница говорит детям, что будет рассказывать им сказку про кота, петуха и лису. Рассказывание сказки следует давать эмоционально, ярко характеризуя положительных и отрицательных героев. По окончании рассказывания после обычной паузы можно предложить детям спеть песенку кота и лисы.
Если дети попросят повторить сказку, можно рассказать ее вторую часть, предварительно напомнив о событиях, происходящих в первой части.
Сказка, широко использующая диалог, является прекрасным материалом для последующего проведения игры-драматизации в той или другой форме, т. е. такой игры, где роли героев исполняют дети, или такой, где действуют игрушки, передвигаемые детьми.
Чтение рассказа Г. Я. Снегирева „Скворец" детям 5—6 лет
Подготовка к занятию
Рассказ «Скворец» автор ведет от своего имени. Звучит он так искренне и убедительно, что сразу начинаешь верить, что этот случай действительно был в жизни самого писателя. К. Г. Паустовский писал - о рассказах Г. Я. Снегирева: «По существу многие рассказы Снегирева ближе к поэзии, чем к прозе, — и поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателя любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях, и малых и больших».
Сюжет рассказа очень простой; У девочки пропал скворец. В лесу она встречается с автором рассказа, который помогает ей найти скворца и провожает домой.
Читая рассказ, воспитательница должна донести до детей основную идею: любовь к животным, бережное отношение к ним делают человека лучше, отзывчивее, благороднее; неблагодарность, в какой бы форме она ни проявлялась, вызывает осуждение автора.
Главным действующим лицом в рассказе является девочка. С большой теплотой автор создает .этот образ. Уже внешний ее облик — «сама маленькая, а валенки большие» — вызывает симпатию к ней.
Начинается рассказ с краткого, но образного описания снежной, морозной зимы в лесу. При чтении следует, подчеркнуть, как сурова была зима: много снегу, мороз. Это поможет понять, как трудны были поиски скворца.
Вместе с автором рассказа мы сочувствуем девочке, хотим помочь скорее найти пропавшего скворца Борьку, тревожимся за него.
Соответствующие интонации. должны передать все эти чувства.
Используя необходимые интонации и темп чтения, воспитательница должна передать и радость девочки, увидевшей скворца, и ее беспокойство, что он замерзнет, и ее заботу о скворце.
Скворец жалкий, полузамерзший. Мы представляем себе, как он «перья распушил» (что всегда делают птицы, спасаясь от холода), как «одним глазом смотрит на девочку», — чувствуется, что он узнал свою хозяйку. Но он не сразу подлетает к ней: скворец любит девочку, приручен ею, но ведь и со свободой трудно расстаться. Все это должно найти яркое отражение в интонациях воспитательницы.
Автор рассказа вместе с девочкой, хотя и сам поморозил ноги, искал Борьку. Он помог снять его с дерева, проводил девочку домой. Вместе с ним мы как бы участвуем в этом приключении, переживаем отдельные его эпизоды.
Психологически тонко дан конец рассказа. Прощаясь с человеком, который ей помог, девочка только сказала: «До свиданья», а он все ждал, что девочка скажет еще что-нибудь. Писатель не дает ответа на вопрос, что же еще ожидал он услышать от девочки. Продолжительная психологическая пауза заставит призадуматься маленьких слушателей и самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Последняя фраза рассказчика: «А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду» — дается в медленном темпе с оттенком некоторого грустного недоумения.
Разметка текста рассказа .«Скворец» (Знаки разметки см. на стр. 66)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.