Кинематический расчет приводов главного движения со ступенчатым регулированием скорости, страница 7

Приемлемое решение будет при Sz = 84:

Особенности расчета чисел зубьев колес при различных мо­дулях передач одной группы

Иногда окружные усилия, передаваемые различными парами колес группы разнятся настолько значительно, что целесообразно брать для них различные модули, но и в таких случаях больше ; двух модулей в одной группе допускать не следует.

Если модули передач одной группы различны, то число зубьев ведущего колеса выражается через межосевое расстояние aw сле­дующим образом:

где mj — модуль зубчатой передачи;

fj и gj — целые числа.

Число зубьев z. будет целым лишь при условии, когда

w = Е*mj* (fj + gj) , где Е — целое число. Следовательно, наи­меньшее удвоенное межосевое расстояние 2аw, равно наименьше­му общему кратному произведений mj (fj + gj). Очень часто это расстояние получается нереально большим, а сумма чисел зубьев сопряженных колес намного больше допустимой величины. По этой причине приходится находить наименьшее кратное модулей, увеличив его в некоторое целое число раз (до приемлемой конст­руктивной величины), и это число принимают за удвоенное меж­осевое расстояние. Тогда суммы чисел зубьев Sz =aw/mj будут целые числа, а рассчитанные числа зубьев zj=2aw/mj*fj/fj+gj и

z'j =2aw/mj*gj/fj+gj  будут получаться дробными и их надо будет округлять до целых чисел, сохраняя передаточные отношения.

Если полученная сумма зубьев сопряженных колес все же не обеспечивает точно заданные передаточные отношения, то нужно применять коррекцию зубьев, которая сводится к увеличению или уменьшению числа зубьев при сохранении диаметра начальной окружности зубчатого колеса. Величину коррекции можно допу­скать до 10—15%.

Рассмотрим пример расчета чисел зубьев колес при различных модулях передач в группе (рис. 4.11).

На рис. 4.11 показан механизм напять различных передач (случай на практике редкий, но, в принципе, возможный) и гра­фик частот вращения. При знаменателе геометрической прогрес­сии j = 1,41 передаточные отношения будут:

Предположим, трехступенчатый блок и сопряженные с ним зубчатые колеса имеют модуль m1 = 3,5 мм, а двухступенчатый блок - модуль 

m2 = 2.75 мм. Межосевое расстояние

Если удвоенное межосевое расстояние определять как наименьшее общее кратное произведений mj (fj + gj), то получится очень боль­шая, практически неприемлемая величина. Поэтому находим крат­ное только одних модулей и, увеличив, принимаем его за удвоенное межосевое расстояние 2aw = m1* m2 = 3,5 • 2,75 = 9,625. Увели­чим кратное модулей в целое число раз до реальных размеров, на­пример, в 32 раза. Тогда 2aw = 9,625 • 32 = 308мм.

Находим расчетные суммы зубьев сопряженных колес Sz1 и Sz2;

Рассчитываем числа зубьев сопряженных зубчатых колес по формулам

Тогда i1=23/65=1/2,83 такое значение удовлетворяет заданному отношению

но для сохранения более точного передаточного отношения следу­ет принять z'2 = 58, тогда величина коррекции составит

 а передаточное отношение i2=29/58=1/2.

Z3=88*5/12=36.6»37; z¢3=88*2/3=58.6»59, тогда i3=37/51=1/1.38.

Чтобы получить более точное передаточное отношение примем

z'3 = z3 * 1,41 = 37* 1,41 = 52; величина коррекции составит

 что вполне допустимо, а передаточное

отношение будет i3 =37/52=1/1.405.  Расстояние между осями валов:

Для двухостальных передачс Sz2 ==112

Для получения более точного передаточного отношения i5 при­нимаем

z'5 = 46, величина коррекции

а передаточное отношение

Расстояние между осями валов

В результате расчета находим, что зубчатые передачи z2/z¢2, z3/z¢3 и z5/z¢5 должны иметь коррегированный зуб, причем коррекции может

подвергаться только одно зубчатое колесо из каждой пары. Изго­товление таких зубчатых колес никаких трудностей не представ­ляет, потому что нарезание их производится нормальным инстру­ментом.

,