Лабораторная работа № 7
ПРОВЕРКА ОСНОВНОГО УРАВНЕНИЯ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПОНЯТИЕ О МОМЕНТЕ ИНЕРЦИИ
Цель работы: исследовать зависимость момента инерции системы от распределения масс относительно оси вращения и осуществить экспериментальную проверку основного уравнения динамики вращательного движения.
Приборы и принадлежности: установка FPM-06, набор грузов.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Основное уравнение динамики вращательного движения, описывающее вращения твердого тела вокруг неподвижной оси, имеет вид
, (7.1)
где - суммарный момент внешних сил, действующих на тело,
I -момент инерции тела относительно оси вращения,
-угловое ускорение тела.
Записав векторное уравнение (7.1) в проекциях на ось вращения, нетрудно получить выражение для углового ускорения
(7.2)
Из (7.2) следует:
а) при постоянном моменте инерции I угловое ускорение тела b прямо пропорционально действующему на него моменту внешних сил M:
при I=const (7.3)
б) угловое ускорение b, сообщаемое телу постоянным моментом сил M, обратно пропорционально моменты инерции тела I:
при M =const (7.4)
Экспериментальную проверку следствий а) и б) можно осуществить с помощью маятника Обербека (см. Описание установки).
Получим выражения (7.3) и (7.4) применительно к маятнику Обербека. Пренебрегая массой блока 7 (рисунок 1), массой нити 8, ее толщиной и силой трения о блок 7, запишем уравнения движения системы:
(7.5)
(7.6)
здесь m- масса грузов 10, - масса платформы на которой они расположены, T -проекция силы натяжения нити на направление движения грузов 10, -проекция силы тяжести грузов 10 и платформы, a -ускорение грузов 10, r -радиус шкива 9, -проекция момента силы трения в барабане 2 и блоке 9 на направление оси вращения, - момент инерции системы, который состоит из двух частей: -момент инерции шкива 9 и стержней 1, который не изменяется во время опыта и - момента инерции грузов 3 на стержнях 1, изменяющийся при изменении их числа и положения относительно оси вращения.
Определив из уравнения (7.5) значение T и подставив его в (6) находим
(7.7)
Учитывая, что 1 и пренебрегая моментом сил трения из (7.7) имеем
(7.8)
Если грузы 10 опускаются за время t с высоты h, то ускорение их движения . Таким же будет и ускорение любой точки на поверхности шкива 9, вращающегося с угловым ускорением . Следовательно
(7.9)
Подставив (9) в (8) и решив полученное уравнение относительно , приходим к соотношению
(7.10)
в котором постоянство величины обеспечивается неизменностью величин r и h на протяжении опыта.
Согласно (7.10), справедливость следствия a) может быть установлен по характеру зависимости величин от m, определяемой экспериментально при условии.
Потребовав постоянства массы m грузов 10 на протяжении опыта, что эквивалентно условию M =const, сведем проверку следствия б) к определению характера зависимости величины от .
Практически более удобно исследовать характер обратной зависимости, т.е. зависимости величины от I, которая, согласно (10), является линейной
(7.11)
Момент инерции можно изменить либо меняя число грузов 3 на стержнях 1 (рисунок 1), либо изменяя их положение относительно оси вращения. Так как в работе используется вторая возможность, то удобно принять момент инерции грузов 3, расположенных на стержнях 1 на расстоянии R=l от центра вращения, за 1 условную единицу. Поскольку
, (7.12)
то момент инерции при увеличении расстояния R в два (R=2l), три (R=3l) и т.д. раз, соответственно равен 4, 9 и т.д. условным единицам. Справедливость утверждения (7.12) проверяется в первом упражнении. Получим формулу удобную для его экспериментальной проверки.
При (грузов 3 на стержнях нет), из (7.7), при учете сделанных приближений следует, что момент инерции шкива 9 и стержней 1 относительно оси вращения, равен
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.