Основные сложности при проектировании дорог в зоне подвижных песков связаны с неустойчивостью форм песчаного рельефа. При трассировании следует по возможности избегать участков подвижных песков, даже если это связано с удлинением трассы. Наиболее благоприятны в отношении меньшей заносимости участки дорог, перпендикулярные к элементам песчаного рельефа или параллельные ему. При пересечении барханов, гряд или цепей рекомендуется выбирать наиболее низкие участки, не боясь устройства выемок и высоких насыпей. Трассу следует максимально удалять от приближающихся форм рельефа, предусматривая из закрепление и возможность переноса песка ч/з дорогу. В барханных цепях или грядовых песках целесообразно располагать трассу с межбарханных пониженных в нулевых отметках или использовать одну из цепей для устройства з.п. З.п.проектируют в невысоких насыпях с пологими откосами. В зависимости от местных условий откосы и обочины насыпей и выемок укрепляют связным грунтом, грунтами с вяжущими, мощением, щитами. Водоперепускные сооружения в глубине песков не строят.
42. Особенности проектирования в районах карста (пещер)
Карстовые процессы происходят в толще растворимых горных пород (гипса, известняка, каменной соли), выщелачиваемых подземными водами. В результате совместной деятельности грунтовых и проникающих поверхностных вод такие горные породы растворяются и уносятся подземными водами, в толще земли образуются пустоты, подземные ходы, полости и пещеры, а на поверхности – углубления, вызванные обрушениями проседанием. По степени опасности для строительства карст делят на два типа: 1 – карст в легкорастворимых породах – гипсовых, сульфатно-карбонатных и каменной соли, где ежегодно могут образовываться воронки и возникать просадки; 2 – карст в труднорастворимых породах – карбонатных – в известняках, доломитах, мелу и в обломочных породах с карбонатным цементом. Развитие карста протекает значительно медленнее, это позволяет прокладывать а/д и возводить инж.сооружения.
неустойчивые участки, где активно развиваются карстовые процессы, следует обходить. В ряде случаев путем относительно небольшого смещения трассы удается существенно снизить опасность повреждения дороги карстовыми процессами. Если обход невозможен, целесообразно прокладывать трассу по водоразделам или по высоким речным трассам. Где карстовые процессы затухли дороги низших т.к. строят без учета карстовых явлений. Дороги высших т.к. можно прокладывать в невысоких насыпях, обходя участки сосредоточения воронок. Для уменьшения количества воды, поступающей в подземные трещины и каналы предусматриваются: планировка придорожной полосы и отвод воды, застаивающейся в пониженных местах; отказ от применения напорных труб и мостов; укрепление русел водотоков и водоотводных канав; засыпка карстовых воронок водонепроницаемым грунтом; запрещение устройства резервов и карьеров; заполнение полостей и трещин песчано-глинистыми, битумными и цементными растворами; обрушение взрывами неустойчивой кровли породы над полостями; устройство глубокого дренажа; пересечение участка карстовых полостей эстакадой с опорами, заложенными ниже толщи, подверженной карстовым процессам.
43. Особенности проектирования в районах засоленных грунтов
- это грунты, содержащие в верхней метровой толще более 0,3% по массе легкорастворимых солей. Почвы содержащие в поверхностных слоях до глубины 1-2м в свободном состоянии более 1% легкорастворимых солей – солончаки: - мокрые и корковые – солончаки на участках с высоким стоянием засоленных грунтовых вод, на поверхности которых в сухое время года вступает солевая корка; - пухлые, где под тонкой землистой коркой залегает рыхлый слой, изобилующий кристаллами солей; - такыровидные – покрытые в сухое время сравнительно толстой глинистой коркой, разбитой сетью трещин на плитовидные отдельности, под которыми в грунте хлориды, сульфаты и гипс.
Содержащиеся в грунте соли могут агрессивно воздействовать на дорожные покрытия. Учитывая трудности, следует искать возможности обхода трассой участков наиболее интенсивного соленакопления. Учитывая особенности использования засоленных грунтов в з.п. и д.о., различают 5 видов засоления: хлоридное, сульфатно-хлоридное, хлоридно-сульфатное, сульфатное, содовое. Допустимое содержание солей в грунте з.п.определяется их количеством, которое ожжет быть растворено в воде, заполняющей поры грунта, уплотненного при оптимальной влажности. Если невозможно обеспечить возвышение дна корыта, в насыпях укладывают гравийные или щебеночные прослойки 15-20 см толщиной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.