Глубоководный аппарат находится в условиях высокого давления и удалённость от внешних источников питания, поэтому применение гидро или пневмо двигателей невозможно вследствие того что необходимо было бы создавать в гидро или пневмо системе давление рабочей среды превышающее в несколько раз давление окружающей среды. Из выше сказанного следует, что целесообразно применять электрические двигатели. Из всех электрических двигателей выбор двигателя постоянного тока обусловлен следующими причинами:
- наличие аккумуляторных батарей на борту аппарата;
- отсутствие одно- и трёхфазной сети питания;
- лёгкость управления и значительный диапазон плавного регулирования угловой скорости и вращающего момента;
- линейность механических характеристик;
- значительная величина пускового момента;
- высокий КПД;
- высокая надёжность;
- удобство управления с помощью электромагнитного усилителя.
В соответствии с уравнением скоростной характеристики возможны три способа регулирования угловой скорости электродвигателя – за счёт изменения управляющего напряжения, потока возбуждения и сопротивления в цепи якоря.
В автоматике нашли применение в основном два первых способа, в которых используется якорное (независимое возбуждение), полюсное (со стороны обмотки возбуждения), а также комбинированное управление. Для построении ЛСУ бурения для взятия проб грунта выбирается якорное управления угловой скорости.
Составляется систему уравнений, описывающая динамику электродвигателя, нагруженного на инерционно-вязкое механическое сопротивление.
Дифференциальное уравнение баланса напряжений согласно закону Кирхгофа [9]
где Rя – сопротивление обмотки якоря;
Lя – индуктивность обмотки якоря;
Iя – управляющий ток в цепи якоря;
Uупр – напряжение управления;
Епр – противо-ЭДС якоря.
Переходя к операторному выражению
Противо - ЭДС двигателя
где Се – коэффициент зависящий от конструкции выбранного двигателя сопротивление обмотки якоря;
ω – скорость вращения якоря двигателя.
Вращающиё момент двигателя
где См – коэффициент зависящий от конструктивных особенностей ДПТ;
Iя – ток якоря.
В динамическом режиме поведение двигателя описывается основным уравнением электропривода
где Mдв – вращающий момент двигателя;
Jдв – момент инерции двигателя;
Jнагр – момент инерции двигателя;
η – общий КПД механической передачи;
εН – ускорение в нагрузке;
i – передаточное отношение редуктора.
В операторной форме
где Jпр – приведённый к валу двигателя момент инерции.
Приведённые соотношения представляют собой линейную систему, описывающую динамику ДПТ. Система линейных уравнений, преобразованных по Лапласу
.
Обозначим
, , .
По системе уравнений выводится передаточная функция электродвигателя постоянного тока с якорным управлением по управляющему воздействию
,
где Tм – механическая постоянная времени;
TЭ – электрическая постоянная времени;
kдв - коэффициент передачи двигателя.
При построении следящего привода применяется цилиндрический редуктор, марка и тип которого определяются при дальнейших расчётах. Коэффициент полезного действиям (КПД) цилиндрического редуктора , выбирается из промежутка 0,98…0,985. КПД одной пары подшипников качения , выбирается из промежутка 0,99…0,995. КПД изолирующих материалов от внешнего давления , выбирается в равным 0,631 [9].
Для проектирования системы выбираются
, , .
Рассчитывается требуемая мощность электродвигателя
Расчёты показывают, что при заданных значениях величин
Требуемому значению мощности соответствует двигатель МИ-41 [3].
Технические характеристики двигателя;
- номинальная мощность Pном=1600 Вт;
- частота вращения nном=2500 об/мин или ωном=261,8 с-1;
- номинальное напряжение управления Uном=110 В;
- ток якоря Iя=1,1 А;
- сопротивление обмотки якоря Rя=0,147 Ом;
- электрическая постоянная времени TЭ=0,04 с;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.