3.5. Общая схема расчета цены
Расчет цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов.
1 этап. Выбор цели.
Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще сформировать комплекс маркетинга и установить цену.
Существуют 3 возможные цели (рис. 3.5).
Цели фирмы при ценообразовании
Рис. 3.5
1. Обеспечение сбыта (выживаемости) – главная цель фирм, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции (на рынке имеется много аналогичных товаров). Эту цель выбирают в случаях, когда:
а) спрос по цене эластичен (Кэл > 1);
б) фирма желает добиться максимального роста объемов сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара;
в) фирма предполагает, что увеличение объема сбыта сократит относительные издержки производства и сбыта;
г) низкие цены отпугивают конкурентов.
Для достижения этой цели используют заниженные цены, позволяющие захватить большую долю рынка.
2. Максимизация прибыли. Цель может быть поставлена:
- уверенной в себе фирмой (имеющей стабильный доход на протяжении ряда лет);
- если фирма стремится быстро окупить капиталовложения (за счет роста цены);
- если фирма не уверена в благоприятном развитии бизнеса и потому стремится быстро получить первоначальную прибыль.
Выбирая эту цель, фирма оценивает спрос и издержки, останавливается на ценах, обеспечивающих максимальную прибыль.
3. Удержание рынка. Цель предполагает, что фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта с обострения конкурентной борьбы. Для этого фирма тщательно следит за ситуацией на рынке, не допуская чрезмерного завышения или занижения цен.
2 этап. Определение спроса.
Цена и спрос находятся в определенной зависимости. Поэтому фирма должна оценить эластичность спроса по цене и определить вероятное количество товара, которое можно продать на рынке по ценам разного уровня.
3 этап. Оценка издержек.
Спрос определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. А минимальная цена определяется издержками (постоянные, переменные, общие). Фирмы стремятся установить такую цену, чтобы покрыть все издержки и обеспечить получение прибыли.
4 этап. Анализ цен и качества товаров конкурентов.
Спрос определяет максимальную, издержки – минимальную цену. Разница между максимумом и минимумом есть «поле игры» для принятья решения об уровне цены. На этом «поле» изучают цену и качество товаров фирм-конкурентов, сравнивают их товары со своими, чтобы установить либо более высокую, либо более низкую, чем у конкурентов, цену.
5 этап. Выбор метода ценообразования.
Пройдя все этапы, фирма готова к выбору цены собственного товара. При этом она должна учитывать следующее (таблица 3.6).
Таблица 3.6. Основные соображения при формировании цены
Слишком низкая цена |
Возможная цена |
Слишком высокая цена |
||
Учитываются: |
||||
Получение прибыли невозможно |
Издержки производства и реализации |
Цены конкурентов и товаров-заменителей |
Уникальные свойства товара |
Формирование спроса невозможно |
Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая метод расчета цены, учитывающий эти три соображения (затратный или ценностный).
6 этап. Установление окончательной цены.
Здесь на основе выбранного метода определяется возможный уровень цены. С учетом ряда дополнительных факторов (психология ценовосприятия; соблюдение целей ценовой политики; реакция на уровень цены покупателей, посредников, конкурентов, государства) устанавливается окончательный уровень цены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.