Методы ценообразования. Методы и подходы к ценообразованию. Затратные методы ценообразования, страница 6

4. Метод определения цены на основе установления равновесия между затратами на производство и состоянием рынка. Этот метод используют предприятия, которые имеют определенные сложности при определении собственных затрат и считают действующие рыночные цены базой для расчета цен на свои товары. При таком подходе предприятие не изменяет цены на свою продукцию, если изменились затраты или спрос на товар, поскольку конкуренты свои цены не меняли. Если же изменились цены конкурентов, то предприятие тоже меняет свои цены, хотя затраты и спрос остались без изменения.

Таким образом, при ценностном подходе к ценообразованию, предприятие определяет оптимальное для него соотношение между оценкой полезности товара и его ценой. Основным ценообразующим фактором здесь является покупательское восприятие, а не затраты на производство и реализацию продукции.

3.4. Нормативно-параметрические методы ценообразования

1. Метод удельных показателей. Применяется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием основного параметра, величина которого определяет общий уровень цены изделия.

При таком методе первоначально устанавливается удельная цена:

,

где     Цб – цена базисного изделия;

Пб - величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывается цена нового изделия:

,

где     Пн – значение основного параметра нового изделия.

Пример. Требуется установить цену электродвигателя мощностью 20 кВт. Конкурент – электродвигатель мощностью 10 кВт по цене 210 руб. Тогда

 руб.,         руб.

2. Агрегатный метод. Заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Пример: Выпускаемое изделие стоило 18 руб. К нему добавили еще один узел, затраты на изготовление которого и монтаж – 2 руб. Рентабельность составляет 15% от себестоимости. Тогда цена нового изделия

руб.

3. Метод балльной оценки. Суть метода заключается в экспертной оценке значимости параметров изделия для потребителей. Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экономического уровня изделия.

В этом случае первоначально необходимо определить цену одного балла:

,

где     ЦБ – цена базового изделия;

ББ,i – балловая оценка i-го параметра базового изделия;

Vi – весомость параметра.

Затем определяется цена нового изделия:

,

где     БН,i – балловая оценка i-го параметра нового изделия.

Пример. Рассчитать цену нового изделия, если цена базового равна 135 руб.

Изделие

Параметры

Комфортабельность

Надежность

Баллы

Весомость

Баллы

Весомость

Базовое

45

0,3

80

0,7

Новое

60

0,3

80

0,7

Цена одного балла:

 руб.

Цена нового изделия:

 руб.

4. Метод регрессионного анализа. Используется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции:

,

где     x1, x2, …, xn - параметры изделия.

При этом количественная зависимость между изменения результативного (Ц) и факторных (xi) признаков находится на основе регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии (линейное, степенное, параболическое и др.).

Пример. Регрессионное уравнение зависимости цены насоса от технико-экономических параметров имеет вид:

,

где     xi – подача воды насосом, м3/час.

Цена насоса, у которого xi = 360 м3/час будет составлять:

 руб.

Данный метод может весьма успешно применяться в рыночной экономике. Предположим, фирма разработала новую модель автомобиля и должна определить цену, которую приемлет рынок. Допустим в данный момент на рынке реализуется 30 моделей автомобилей. Используя данные по этим моделям, строится уравнение регрессии (зависимость цены от потребительских параметров). Данное уравнение фирма может использовать для установления первоначальной (пробной) цены на свою модель.