В результате объемы продаж стали падать еще быстрее, так как даже самые верные поклонники «Ванг» начали переключаться на более дешевые альтернативы. В итог процветавшая поначалу фирма в конце концов обанкротилась и исчезла с рынка.
Напротив, известная фирма IBM, реализующая политику ценностного ценообразования, каждую новую модель компьютера предлагает на рынок по относительно заниженной (в сравнении с ценностью) цене, обеспечивающей минимальную рентабельность. Низкая цена стимулирует резкий рост спроса на новый товар. Быстрый рост продаж позволяет IBM наращивать объемы производства, что ведет к падению средних затрат на единицу продукции и повышению прибыли с каждой единицы продаж.
В настоящее время при определении цены используются следующие затратные методы:
- метод, основанный на определении полных издержек;
- метод, основанный на определении прямых затрат;
- метод анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
- метод анализа рентабельности инвестиций.
Перечисленные методы могут быть определены как «издержки плюс».
1. Метод, основанный на определении полных издержек
Данный метод предполагает учет в цене совокупных издержек предприятия и возможной прибыли от реализации товара.
Совокупные издержки представляют собой себестоимость продукции (сумма прямых издержек и косвенных расходов).
Прямые издержки непосредственно связаны с производством и прямо относятся на себестоимость продукции. Косвенные расходы связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством и реализацией. В себестоимости учитываются опосредованно.
При использовании метода полных издержек цена единицы продукции:
,
где С – полная себестоимость;
П – прибыль, определяемая по установленному нормативу рентабельности:
,
где R – рентабельность (в процентах).
В зависимости от того, что принимается за основу затрат для исчисления прибыли, выделяют несколько концепций затратного ценообразования:
1) концепция чистой стоимости:
,
где – нормативная прибыль, определяемая в процентах от заработной платы;
2) концепция цены производства:
,
где – нормативная прибыль, определяемая в процентах от стоимости используемых в процессе производства фондов;
3) концепция усредненной стоимости
,
где – нормативная прибыль, определяемая в процентах от среднеотраслевых затрат;
– среднеотраслевая себестоимость.
На практике наиболее часто применяется третья модель, поскольку расчет прибыли довольно простой – проценты от средних затрат. Однако имеются недостатки:
а) использование усредненных затрат равносильно определению средней температуры по больнице 36,60;
б) отсутствует способ отбора предприятий, формирующих среднеотраслевую себестоимость;
в) модель изначально стимулирует затраты, поскольку прибыль рассчитывается в процентах от затрат.
2. Метод, основанный на определении прямых издержек
Метод предполагает при формировании цены определение только прямых издержек, к которым добавляется плановая величина прибыли на единицу продукции:
,
где ПИ – прямые (переменные) издержки (на единицу продукции);
Пплан – плановая прибыль;
Q – объем производства.
Косвенные расходы в этом случае возмещаются из валовой прибыли.
Рассмотрим следующие примеры использования методов полных и прямых издержек.
Расчет цены по методу полных затрат представлен в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1. Формирование цены по методу полных издержек
Элементы цены |
Изделия |
||
А |
В |
С |
|
Прямые издержки: |
|||
а) сырье и материалы |
240 |
165 |
205 |
б) оплата труда производственных рабочих |
195 |
145 |
140 |
в) прочие прямые затраты |
45 |
35 |
115 |
Итого прямых затрат |
480 |
345 |
460 |
Косвенные расходы |
190 |
310 |
350 |
Итого издержек |
670 |
655 |
810 |
Рентабельность (прибыль к издержкам), % |
15 |
9 |
8,5 |
Прибыль |
100 |
60 |
70 |
Цена изделия (выручка от реализации) |
770 |
715 |
880 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.