Пусковые режимы являются наиболее трудными и для оборудования, и для персонала. Каждый пуск энергоблока связан с появлением термических напряжений в металле, и потому заводы-изготовители в своих технических условиях разрешают ограниченное число пусков за весь срок службы. Однако может быть создано специальное маневренное оборудование, допускающее ежесуточные остановки энергоблоков на часы ночного провала электрической нагрузки. Так, разработано оборудование для маневренного энергоблока 500 МВт на параметры пара перед турбиной p0 = 12,75 МПа, t0 = 510°С, tп.п = 510°С. Такой энергоблок имеет повышенный удельный расход топлива и может быть экономически оправдан за счет «системного эффекта», т.е. за счет создания возможности работы при повышенных нагрузках более экономичных энергоблоков и АЭС.
Характер пусковых режимов определяется исходной температурой ЦВД турбины. Пуском из холодного состояния называется пуск энергоблока при температуре ЦВД tцвд £ 150°С. Такая температура может иметь место после простоя более недели, т.е. после проведения ремонтов. При tцвд ³ 150°С применяется пуск из неостывшего состояния.
Исходное температурное состояние определяет продолжительность трех этапов пуска энергоблока — растопки котла, повышения частоты вращения, набора нагрузки. Второй этап начинается с толчка ротора, т.е. с момента подачи пара в турбину, причем необходимо, чтобы температура пара была выше температуры металла ЦВД на 80–100°С. Поэтому при высоких tцвд этап растопки котла остается продолжительным, так как повышение температуры пара требует времени, зато этап нагружения существенно сокращается.
Проведение пусков регламентируется типовыми инструкциями по пуску энергоблоков.
Остановки энергоблоков подразделяются на остановки с ускоренным расхолаживанием, что требуется при остановке в ремонт, и без расхолаживания при остановках в резерв.
В табл. 19.2 приведены нормы продолжительности пусков энергоблоков 200 и 300 МВт.
Таблица 19.2
Тип энергоблока |
Температурное состояние оборудования |
Продолжительность этапов пуска (час, мин) |
Потери условного топлива при пуске, т |
|||
Растопка котла |
Повышение частоты враения |
Нагружение |
Всего |
|||
Моноблок 200 МВт с пылеугольным котлом |
Из холодного состояния |
1,40 |
1,10 |
5,00 |
7,50 |
98 |
После простоя, ч: |
||||||
50—60 |
2,20 |
0,30 |
3,20 |
6,10 |
77 |
|
30—35 |
2,00 |
0,20 |
2,40 |
5,00 |
59 |
|
15—20 |
1,50 |
0,20 |
2,10 |
4,20 |
56 |
|
6—10 |
1,20 |
0,20 |
1,20 |
3,00 |
50 |
|
Моноблок 300 МВт с пы-леугольным котлом |
Из холодного состояния |
2,20 |
1,55 |
4,50 |
9,05 |
191 |
После простоя, ч: |
||||||
50—60 |
2,50 |
0,35 |
3,10 |
6,35 |
167 |
|
30—35 |
2,50 |
0,35 |
2,20 |
5,45 |
145 |
|
15—20 |
2,50 |
0,35 |
2,10 |
5,35 |
143 |
|
6—10 |
1,10 |
0,20 |
1,50 |
3,20 |
105 |
Важным показателем пусковых режимов являются потери топлива при пуске, которые определяются как сумма потерь по этапам пуска. На этапе нагружения энергоблока отпускается электроэнергия в сеть, поэтому потеря топлива на этом этапе определяется как разность фактического расхода топлива и расчетного расхода на выработку электроэнергии.
В табл. 19.2 даны потери топлива на пусковые режимы энергоблоков.
Нормирование технико-экономических показателей и сопоставление нормативных и фактических показателей являются важным звеном экономии топлива на электростанциях. Анализ топливоиспользования позволяет выявить источники потерь топлива и устранить их, находить оптимальные режимы работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.