Политические кружки 19 века

Страницы работы

Содержание работы

В начале 30-х годов реакционный министр просвещения С. С. Уваров сформулировал так называемую “теорию официальной народности”. “Последним якорем нашего спасения”,— утверждал он,— являются “истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности”. Три принципа этой теории означали следующее. Русский народ, писал Уваров, народ религиозный, преданный православной церкви. Церковь является тем вековым устоем, который всегда помогал держать народ в угнетении и покорности, поэтому власть должна всячески поддерживать ее. Самодержавие, по его мнению, является единственной творческой силой в истории России — ему народ обязан всем своим развитием и благополучием. Укрепление царской власти — залог будущего величия России. Под “народностью” пропагандировалось единение царя и народа, отсутствие разногласий между ними, якобы характерное для русской истории: народ русский верит, что царь является естественным защитником и заступником народа, поэтому эту веру нужно всемерно укреплять.

Теория “официальной народности” насаждала темно- ту и невежество. Правительство обязывало церковь, школу, писателей, ученых утверждать и развивать эту теорию, чтобы поддержать шатающееся здание крепостнической монархии.

Однако широкого признания в обществе эта “теория” не получила.

Кружки конца 20 — 30-х годов. В стране нашлись силы, которые и в условиях торжествующей реакции сумели подняться на борьбу против гнета и насилия. Знамя декабристов подхватило и понесло вперед новое поколение борцов, разбуженных громом пушек на Сенатской площади. Среди молодежи во множестве списков распространялись вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, А. И. Полежаева, пробуждавшие ненависть к царизму. Молодые неизвестные поэты воспевали в своих стихах героический подвиг декабристов. Поя- вились эпиграммы на царя и вельмож.

Известна следующая подпись под портретом Николая 1 “С ног до головы — детина, а с головы до ног- скотина. Немного царствовал, но много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил”.

В ряде городов — в Москве, Владимире, Оренбурге, Курске — возникли революционные кружки. Это были небольшие группы, в которые входили близкие товарищи и друзья. Они собирались вместе, горячо обсуждали положение народа и строили планы введения конституционного строя в России. Некоторые кружки пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов и солдат. В отличие от декабристских организаций в этих кружках значительную роль стали играть выходцы из недворянских слоев населения — низшего духовенства, мелкого чиновничества, мещанства. Их называли разночинцами.

Ни один из этих кружков не сложился в тайную организацию. Правительство разгромило их. Участники кружков подверглись самым суровым наказаниям— бессрочной каторге, тюремному заключению, высылке под надзор полиции. Многих отдавали в солдаты.

Кружок Белинского. В начале 30-х годов в Московском университете сложился небольшой кружок Белинского. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848) родился в семье военного врача. Восемнадцати лет он поступил в Московский университет. Там вокруг Белинского сложился студенческий кружок, который по номеру комнаты, где собирались члены кружка, назывался “Литературным обществом 11-го нумера”. Студенты обсуждали судьбы русского народа, европейские события, произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова и других передовых писателей. Этот кружок был первой настоящей школой будущего великого критика и революционера. Здесь Белинский прочитал свою драму “Дмитрий Калинин”, в которой изображалась судьба крепостного юноши, погибшего в борьбе против крепостнического произвола. За это сочинение Белинский был исключен из университета.

Началась тяжелая жизнь без средств, без работы, без поддержки. Белинский кое-как перебивался частными роками, перепиской бумаг и другими случайными заработками.

Кружок Герцена и Огарева. В эти же годы на борьбу самодержавием выступил впоследствии знаменитый писатель, мыслитель и революционер Александр Иванович Герцен (1812 — 1870).

А. И. Герцен вырос в богатой дворянской семье получил прекрасное воспитание и образование сначала дома, а затем в Московском университете. Еще в ранней юности он вместе со своим другом Николаем Огаревым поклялся отомстить за смерть и страдания декабристов.

Этой клятве А. И. Герцен и Н П. Огарев остались верны до конца дней. Всю свою жизнь они посвятили революционной борьбе.

В университете Герцен и Огарев стали душой революционного студенческого кружка. Члены кружка резко осуждали самодержавие и крепостничество, мечтали о республиканском строе в России. Четкой программы еще е было, но настроения и взгляды носили революционный характер. “Идеи были смутны,— вспоминал Герцен,— ты проповедовали декабристов и французскую революцию , республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу. Пропаганда наша пусти- л глубокие корни во все факультеты и далеко перешла университетские стены”.

Царизм жестоко расправился с членами этого кружка. )ни были арестованы за пение революционных антиправительственных песен и после длительного тюремного включения высланы под надзор полиции: Огарев— Пензу, Герцен — в Пермь, а затем в Вятку, и Владимир. По возвращении он был снова выслан, на этот аз в Новгород.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История России
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
203 Kb
Скачали:
0