Политические кружки 19 века, страница 2

Революционные кружки сыграли большую роль в подготовке новых поколений борцов против самодержавия. оценивая их значение, Герцен писал: “На поверхности официальной России — “фасадной империи” — видны были потери, жестокая реакция, бесчеловечные преследования, усиление деспотизма. Зато внутри государства свершалась великая работа... деятельная и непрерывая, всюду росло недовольство. Революционные идеи за те двадцать пять лет распространились шире, чем за се предшествовавшие столетия”.

40-е годы XlX в.

В. Г. БЕЛИНСКИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ

Западники и славянофилы. Феодальный строй в Рос- сии доживал последние десятилетия. Его обреченность уже не вызывала сомнения у современников. В 40-х годах XIX в. в русском обществе разгорелся спор: каким путем пойдет развитие России? В связи с ответом на этот важнейший вопрос в русском общественном движении образовались две группировки. Представители одной- их называли западниками — считали, что Россия и Западная Европа развиваются по одному и тому же пути, что в России поэтому должен утвердиться парламентарный буржуазный строй, но она может и должна избе- жать революционных переворотов.

Представители другой группировки — их называли славянофилами (славянолюбами) — думали, что у Рос- сии свой, особый путь развития, который позволит ей избежать и революций и капитализма. Залог этого они видели в особой организации русского крестьянства— общине, в патриархальности крестьянства, в отсутствии якобы в России классовой борьбы.

Западничество являлось буржуазно-либеральным течением, выражавшим интересы буржуазии и передовых помещиков. Западниками были историк Т. Н. Грановский, писатели И. И. Панаев, В. П. Боткин. Западники критиковали крепостничество, высказывались за отмену крепостного права, свободу слова, печати, конституционный строй. Но западники идеализировали капиталистические порядки, преклонялись перед буржуазным государственным строем. Они были противниками революции и социализма. Достигнуть буржуазного устройства они хотели путем реформ, добиваясь отдельных уступок со стороны царизма. Вместе с западниками выступали также Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения. Они разделяли прогрессивные идеи западничества, резко критиковали славянофилов за их неправильные суждения о русской истории и русском народе. Но Белинский и Герцен резко расходились с западниками по ряду важнейших вопросов, так как они стали в 40-х годах убежденными революционерами и социалистами, выразителями интересов и настроений народа.

Наиболее видными представителями и идеологами славянофильства были А. С. Хомяков и два сына известного писателя С. Т. Аксакова, Иван и Константин Аксаковы. Это были дворяне-помещики, понимавшие, что крепостное право изжило себя. Критикуя крепостнические порядки и предлагая отменить крепостное право, славянофилы боялись буржуазного развития, считали, что оно не соответствует духу русского народа. Недостатки существующего строя они связывали с тем, что Рос- сия якобы отступила от самобытного пути развития. Виновником этого они считали Петра Великого, который будто бы насильственно повернул Россию на путь Запада и ввел чуждые русским западные порядки. Славянофилы призывали восстановить патриархальные обычаи и порядки допетровской Руси, которые они идеализировали. Это был реакционный призыв.

Славянофилы отражали интересы тех помещиков, которые перед угрозой крестьянской революции в стране готовы были пойти на отмену крепостного права сверху, царским самодержавием, но при этом считали, как, впрочем, и западники, необходимым сохранить за помещика- ми землю и возможность эксплуатировать “свободных” крестьян. Споры между западниками и славянофилами имели большое общественное значение, так как речь шла о путях дальнейшего развития России. Эти споры находили отражение и в литературе, и в искусстве, и в науке.

Славянофилам и западникам, выражавшим взгляды либерального дворянства и буржуазии, противостояли Белинский и Герцен. Они представляли формирующийся лагерь революционной демократии, защищавшей интересы народных масс.