Герцен был революционером и социалистом-утопистом. Одним из первых он понял, что основной причиной поражения восстания декабристов была их оторванность от народа. Поэтому Герцен стремился найти путь к народу, пробудить в нем чувства человеческого достоинства и независимости.
В 1847 г. Герцен уехал за границу и был свидетелем революции 1848 г. во Франции.
Жестокая расправа французской буржуазии с революционным восстанием народа в 1848 г. потрясла Гер- цена. Он понял антинародную сущность буржуазного строя, увидел предательскую по отношению к народу позицию буржуазии, торжество которой несло трудящимся массам новый гнет, новые страдания. Герцен обратил взоры к России в надежде, что именно его родина укажет всему миру путь революционного обновления. Большие надежды он возлагал на сохранение в русской деревне особой организации — общины.
Сущность ее заключается в следующем. Отведенная крестьянам земля была владением всех жителей дан- ной деревни, она периодически перераспределялась между дворами по числу душ мужского пола, а леса, луга, водопои являлись коллективным владением общины. Мирской (деревенский) сход решал местные административные дела, раскладывал налоги и повинности между крестьянами — вся община была ответственна за их своевременую выплату. Царизм И помещики поддерживали общину как удобное средство подчинения крестьян, сохранения неподвижности и патриархальности крестьянского быта. В общине, которая была наследием глубокой старины, Герцен ошибочно увидел “зародыш социализма”, так как русские крестьяне, думал он, не заражены частнособственническими инстинктами. Он надеялся, что Россия сможет миновать капиталистический строй и через крестьянскую общину прийти к социализму. Это была утопическая теория, но в ней нашли отражение надежды на лучшее будущее.
В 1853 г. Герцен создал в Лондоне “Вольную рус- скую типографию” и издавал сначала альманах “Полярная звезда”, а затем газету “Колокол”. Эти издания получили широкое распространение в России. Они сыграли огромную роль в сплочении и воспитании нового поколения революционеров.
Девизом “Колокола” были слова, полные глубокого смысла: “Зову живых”. Газета беспощадно бичевала крепостнические порядки, звала к борьбе за свободу, счастье и справедливость. Авторы статей, помещаемых в “Колоколе”, требовали коренного демократического переустройства государственного управления в России.
Герцен принадлежал к поколению дворянских революционеров, но позднее, в 60-х годах, он стал одним из теоретиков, вождем и вдохновителем революционно-демократического движения в России и все силы отдал подготовке народной революции. Он олицетворял собою преемственность и связь между первым и вторым этапом освободительного движения в России.
Петрашевцы. Вслед за Белинским и Герценом на борьбу с самодержавием поднималось новое поколение революционной молодежи. Наибольшее значение имела деятельность кружка петрашевцев, получившего свое название по фамилии его руководителя Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского (1821 — 1866). Этот кружок возник в 1845 г. в Петербурге.
Члены кружка (студенты, учителя, чиновники, литераторы) собирались по пятницам на квартире Петрашевского. Здесь разгорались жаркие споры, обсуждались политические новости, прочитанные книги. “Пятницы петрашевского” приобрели большую популярность. На их бывали писатели М. Е. Салтыков-щедрин, М. Достоевский, поэты А. Н. Плещеев, и многие другие.
Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостнический строй и мечтали о социалистическом устройстве будущего русского общества. Будучи социалистами-утопистами и не понимая законов общественного развития, они надеялись, что Россия может миновать стадию капитализма и сразу после революции прийти к социализму. В отличие от западно-европейских социалистов-утопистов (они увлекались учением Ш. Фурье) петрашевцы призывали к революционным действиям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.