Политические кружки 19 века, страница 6

Н. Г. Чернышевский. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889) был сыном саратовского священника. Окончив Петербургский университет, он некоторое время работал учителем гимназии в Саратове, а затем переехал в Петербург и начал сотрудничать в журналах. Его талант мыслителя и публициста развернулся в передовом журнале того времени — “Современник>, руководителем которого он стал в конце 50-х годов. Борьба с самодержавием и крепостничеством за социальное переустройство России являлась главной целью его жизни. В конце 50-х — начале 60-х годов Чернышевский был признанным вождем революционно-демократического движения.

По своим взглядам Н Г. Чернышевский ближе всех своих современников подошел к учению К. Маркса и Ф. Энгельса. Чернышевского отличала высокая принципиальность, последовательность в революционных взглядах и в борьбе. Все свои надежды он возлагал на народную революцию. Только борьба самого народа, по его мнению, могла привести к установлению социалистического строя.

Однако учение Чернышевского о социалистическом переустройстве общества было утопическим. Вслед за Герценом он увидел пороки буржуазного строя, подверг его резкой и беспощадной критике. Чернышевский, как и Герцен, считал, что наличие общины в русской деревне позволит миновать стадию капиталистического развития и от феодализма непосредственно перейти к социализму. Чтобы община могла стать зародышем, ячейкой социализма, крестьяне должны быть освобождены от крепостной зависимости с землей.

В период подготовки крестьянской реформы Чернышевский выступал с программой безвозмездной пере- дачи всей земли крестьянам. Поскольку подготовкой ре- формы руководили крепостники и либералы, рассчитывать на осуществление этой программы не приходи- лось; крестьяне должны освободить себя собственными силами. Это была программа крестьянской революции. Чернышевский все силы отдал практической подготовке революции в России, разоблачению правительства, которое готовило “мерзость”.

После отмены крепостного права в 1861 г. Чернышевский, разоблачая грабительский характер реформы, разъяснял, что центральная проблема русской жизни— освобождение крестьян с землей — не решена и только народная революция может привести к освобождению России, к ее обновлению.

Отмечая огромное значение деятельности Н Г. Чернышевского и величие его роли в революционном движении пореформенной России, В. И. Ленин писал: “...Чернышевский был не только социалистом-утопистом. Он был также революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей” (Полн. собр. соч., т. 20, с. 175).

Н. А. Добролюбов. Николай Александрович Добролюбов (1836 — 1861) был другом Чернышевского и его верным соратником в борьбе против царизма. Он был выходцем из семьи священника, образование получил в Главном педагогическом институте в Петербурге. Еще студентом Добролюбов встал на путь революционной борьбы.

В 1857 г. Добролюбов возглавил отдел критики в журнале “Современник”. Он сыграл огромную роль в развитии русской литературы и общественного движения. В своих блестящих критических статьях — “Что такое обломовщина?”, “Когда же придет настоящий день?”, “Темное царство” — Добролюбов наносил беспощадные удары по темному царству помещиков и купцов, по обломовщине. Он звал к крестьянской революции, к борьбе за справедливость и свободу.

Добролюбов был революционером-демократом. Так же как и Чернышевский, он стал властителем дум революционной молодежи 60-х годов. Добролюбов дорог всей образованной и мыслящей России.

Он умер от туберкулеза в расцвете своих творческих сил.

Н. А. Некрасов. Поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) современники называли певцом мести и печали. Его стихи и поэмы с необыкновенной силой раскрывали тяжелую долю русского крестьянина. Они были могучим средством революционной пропаганды среди народа. Некрасов стал соратником Чернышевскоro, одним из руководителей журнала “Современник”.