Политические кружки 19 века, страница 9

Этой программой мы выдвигаем на первый план вопрос аграрный. Вопрос же фабричный мы оставляем в тени... потому, что история, поставившая на первый план в Западной Европе вопрос фабричный, у нас его не выдвинула вовсе, заменив его вопросом аграрным...

По тем же причинам не станем мы предрешать в нашей программе вопросов, касающихся частных форм будущего социалистического строя. Все это вопросы будущего. Представим же будущее будущему. Настоящему предстоит достаточно громадная задача: осуществление народной революции, которая одна в состоянии развить будущий социалистический строй из тех элементарных основ социализма, которые уже созданы в умах народа.

ИДЕОЛОГИЯ НАРОДНИЧЕСТВА

Взгляды народников. Народники продолжили великое дело А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, дело борьбы против самодержавия и крепостничества. Они требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам, ликвидации самодержавия и всех привилегий дворянства, боролись против произвола полиции и чиновников. Народники мечтали о свободе и равенстве всего народа. Это была программа революционно-демократического преобразования России.

Являясь последователями Чернышевского, народники понимали, что осуществить эти преобразования можно только революционным путем, и все свои силы направляли на пропаганду революционных идей. Они надеялись поднять крестьян на революцию, которая осуществит социалистические преобразования. Народники боролись против самодержавия и других остатков крепостничества. Они надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Считая крестьянство основной революционной силой, народники не понимали, что оно не может самостоятельно без союза с пролетариатом совершить социалистическую революцию, что в условиях капитализма крестьянство расслаивается на буржуазию и бедняков. Только рабочий класс в союзе с трудовым крестьянством и во главе его способен совершить социалистическую революцию. Но рабочий класс в России еще не сформировался.

Народники были социалистами-утопистами. Не зная законов общественного развития, народники полагали, что капитализм в России — явление случайное, насаждаемое сверху правительством. Считая капитализм для России регрессом (движением назад), народники не могли оценить и роли нового, нарождающегося класса— пролетариата, рассматривая его как разорившуюся, нищую часть крестьянства.

Народники думали, что особый экономический строй России (они имели в виду общинную организацию деревни) позволит ей миновать капитализм. Из существования в деревне общины народники вслед за Герценом делали ошибочный вывод, что частнособственнические настроения развиты у русских крестьян очень слабо. Поэтому община, по их мнению,— это зародыш социализма, социалистическая ячейка, а русский крестьянин по своей натуре и природе — социалист. Они мечтали через крестьянскую общину сразу же перейти к социалистическому строю. Народники не понимали того, что община разрушается и что этот процесс свидетельствует о развитии капитализма в сельском хозяйстве.

Выступая против самодержавия, народники не ставили перед собой непосредственной задачи борьбы за конституцию и политические преобразования, так как думали, что при сохранении экономического господства помещиков и буржуазии и нищете и забитости крестьянства власть захватят богачи, а народ ничего не получит.

Народники отражали настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма, но боялось капитализма, развитие которого вело к разорению значительной его части и пролетаризации. Мечтая о социализме, народники выступали по существу за буржуазные преобразования, хотя сами этого не осознавали. Передача земли крестьянам, за что боролись народники, не только не уничтожила бы капитализм,

Три течения в народничестве. В революционном народничестве было три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.