Русская церковь при митрополите Петре (первая четверть 14 в.)
-Первая четверть XIV в. важная эпоха в истории средневековой России, которая как раз в то время начинала превращаться в единое государство, объединяясь вокруг нового центра Москвы. Процесс этот сопровождался жестким противостоянием русских земель и был осложнен вмешательством татар. Наша статья будет посвящена политике, которой придерживалась в данный сложный период Русская Церковь и некоторым внутрицерковным делам. Само собой разумеется, что формирование политического курса во многом зависело от личности митрополита, которым стал после смерти в 1305 г. грека Максима Петр. Новый пастырь сразу оказался в центре борьбы за власть. Уже его поставление не обошлось без недоразумения. Об этом повествует Житие Петра, составленное епископом Ростовским Прохором (1). Некий Геронтий выступил в Константинополе соперником Петру. Едва ли он действовал по собственной инициативе, как сообщает Житие (2). А. В. Карташев справедливо характеризовал поездку без законных полномочий в сопровождении митрополичьих чиновников как "прямо невозможное дело" (3). Очевидно, за спиной Геронтия стоял Михаил Ярославич Тверской, которому был необходим союзник для борьбы с Москвой и помощник в возвышении Твери (ранее он имел такового в лице Максима (4)). В то же время, Михаил, видимо, не желал переноса митрополии в Тверь, иначе он сделал бы ставку на Тверского епископа (5). Бесперспективность такой попытки была очевидна: в Константинополе не мог бы вызвать сочувствия перенос кафедры из города в город по прихоти князя. Тем более, что с момента предыдущего перехода прошло не так много времени. В своих действиях великий князь опирался на прецедент, созданный поставлением Кирилла (6). Михаил хорошо понимал силу митрополита поставленного в Константинополе и имевшего статус иностранного дипломата, признанного татарами, с исключительной властью которого не могли спорить на равных ни епископы ни князья (7).
-Петр же был кандидатом Юрия Львовича Галицкого, желавшего получить архиерея для своей митрополии, образовавшейся еще до смерти Максима (8). При этом Михаил Тверской посылал своего протеже по примеру Галича, а не наоборот. Именно этим возможно объяснить опережение Петром Геронтия в прибытии в Царьград (9). Галицкий кандидат получил высокий сан без особых проблем (10). Прибывшему же чуть позже Геронтию патриарх отказал, предварительно испытав кандидата, "но весь сан (курсив наш. - Р. С.) возмя и дасть Петру митрополиту..." (11). Вероятно, в Константинополе решили ликвидировать разделение русской Церкви, поэтому Геронтий и не получил власти. Возможность для этого дали почти одновременные смерти митрополитов Владимира и Галича (12). Может кандидат Владимира по поручению своего князя настаивал на прекращении разделения, и его аргументы были использованы против него же (13). Свою роль в выборе между двумя соперниками могло сыграть недостаточное снабжение "северного" кандидата деньгами (из-за принятия за чистую монету Михаилом Тверским борьбы с симонией в Константинополе) (14). Кроме того, Юрий Львович оказывался пострадавшей стороной: он терял дорогую его сердцу церковную независимость, и назначение "его" претендента было, своего рода, компенсацией (15). Не стоит сбрасывать со счетов и то, что Петр мог понравиться патриарху "своим подвижническим жаром и преданностью делу православия" (16). Н. С. Борисов полагает, что церковная самостоятельность Галича была при этом упразднена (17). Напротив, П. Соколов доказывал, что совсем недавно открытую кафедру закрыть было неудобно, и галичане продолжали считать Петра своим митрополитом (18). Вероятно, последнее мнение ближе к истине, а именовался новый пастырь по названию своей старшей кафедры из двух, им занимаемых (19).
-Р. А. Седова на основании сведений, содержащихся в Прологе XVII в., предположила, что кандидатуру Петра в Константинополе поддержали и представители Москвы. В этом памятнике упомянуты "вси князи рустии", просившие за Петра. В их число, по мнению исследовательницы, должны были входить и московские князья .(20) Едва ли так было в действительности. Поддержка Москвы, даже если она и была, не могла тогда оказать заметного воздействия на решение патриарха. Да и сближение самого митрополита с Москвой (с Иваном Калитой) начинает прослеживаться с Переяславского собора. Близких же отношений с Юрием Даниловичем у него вообще, по-видимому, не было (21).
-В 1308 г. Петр приехал в Киев (22). Скорее всего, он посетил и Галицию (23). В 1309 г. митрополит уже во Владимире (24). В тот же год им был поставлен для Новгорода новый архиепископ Давыд (25).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.