Структура построения КОПР предлагает изложение в краткой форме справочного материала по каждой теме курса, включающего основные определения, формулы, рисунки и графики, отражающие закономерности изучаемых социально – демографических процессов.
В ходе освоения той или иной темы Вы можете вызвать на экран дисплея справочный материал по данной или предыдущим темам, а также тесты для самоконтроля по изучаемой теме, ответы на которые даются в режиме диалога Программы со студентом. Отвечая на вопросы для самоконтроля, Вам необходимо из нескольких предложенных вариантов выбрать правильные ответы, после чего по Вашему запросу правильные ответы могут быть выведены на экран дисплея. Если ответ, данный Вами на тот или иной вопрос, окажется неверным, то Вам еще раз необходимо обраться к справочному материалу по соответствующей теме.
Наряду с вопросами – тестами для самоконтроля по изучаемым темам Вам также предлагаются контрольные задания для проверки усвоения материала, тоже в виде тестов. Ответы на предлагаемые вопросы Вы должны ввести в компьютер для последующей их проверки преподавателем – консультантом (тьютором). Предложенные задания имеют разную степень сложности. На большую часть вопросов – текстов ответы Вы можете найти в рекомендованном учебнике, а некоторые вопросы требуют использования дополнительных материалов по темам курса.
После организационных и методических советов по изучению дисциплины «Экономика трудовых ресурсов» перейдем к обзору учебного материала.
Структура курса состоит из 8 – ми тем.
Первая тема посвящена изучению основных категорий, являющихся основополагающими в данной дисциплине, это – население, совокупная рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал и др. Кроме того, в данной теме необходимо изучить возрастные границы трудовых ресурсов в России и правовые основы их установления, а также роль социально – экономических факторов, влияющих на установление возраста, с которого, согласно Трудовому кодексу, допускается заключение трудового договора. Следует также изучить структуру трудовых ресурсов по методологии МОТ, основные группы трудовых ресурсов по отношению к трудовой деятельности, а также показатели оценки структуры трудовых ресурсов, источники и перспективы их пополнения, требования к качеству рабочей силы и проблемы его повышения в условиях современной экономической ситуации в России.
Население, представляющее собой совокупность людей, естественно исторически складывающуюся и непрерывно возобновляющуюся в процессе производства и воспроизводства, проживающую территории, является основой формирования трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, которая обладает интеллектуальными и физическими возможностями производить блага и услуги. Трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую, а также как планово-учетную категорию.
Как экономическая категория трудовые ресурсы – это население, которое способно принимать участие в трудовой деятельности в соответствии с установленными в обществе границами трудоспособного возраста, а также условиями вовлечения в экономику страны пенсионеров, инвалидов, лиц, моложе трудоспособного возраста.
Как планово-учетная категория трудовые ресурсы представляют собой население в трудоспособном возрасте (как занятое, так и не занятое в экономике страны), то есть реальных и потенциальных работников.
В любом случае основу трудовых ресурсов составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. По Российскому законодательству трудоспособный возраст определяется с 16-ти лет до 55-ти лет для женщин и 60-ти лет для мужчин. Однако по Трудовому кодексу РФ трудовой договор в отдельных случаях может быть заключен с лицами, достижениями 15-ти и даже 14-ти лет.
Согласно международной системе классификации состава населения по методологии МОТ трудовые ресурсы (как и население в целом) в экономическом отношении по своей структуре состоит из активной и пассивной части (экономически активного и экономически неактивного населения).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.