Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс

Страницы работы

Содержание работы

Кемеровский институт (филиал)

ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Кафедра иностранных языков

РУССКИЙ ЯЗЫК

И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс

для студентов всех специальностей заочной формы обучения

 и студентов, обучающихся

по сокращенной образовательной программе

Кемерово 2006

 


Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией

факультета внешнеэкономической деятельности

протокол № 2,, от 25.09.2006 г.

Русский язык и культура речи: [Текст]: учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Сост. Н.В. Деева. – Кемерово. – Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. – 28 с.

Текст дан в авторской редакции

Учебно-методический комплекс включает в себя материал, ориентирующий студентов в основной проблематике курса «Русский язык и культура речи». Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения.

Составитель:

к.ф.н., доцент

Деева Н.В.

Содержание

Пояснительная записка…………………………….……………….

4

Структура  курса ……………….……………………….…………. 

5

Требования, предъявляемые к студентам на зачете / экзамене….

5

Содержание курса ………………………………………………..…

7

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………….

21

Рекомендации по организации самостоятельной работы ………..

23

Темы рефератов для студентов ОЗО ……………………………...

24

Вопросы к зачету /экзамену ……………………………………….

25

Список рекомендуемых для самостоятельной работы словарей...

26

Список ключевых терминов………………………………………..

27

Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов-нефилологов всех курсов и форм обучения, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи». Цель данного пособия – помочь студентам в освоении теоретического курса по русскому языку и культуре речи, дать представление об основных темах и проблемах дисциплины, сфокусировать внимание на особо актуальных и сложных вопросах в рамках определенной темы, сориентировать работу по самостоятельному изучению учебной и научной литературы. Тематика практических занятий, задания и упражнения для самостоятельной работы студентов ДО представлены в учебно-методических пособиях: Е.П. Бондарева Русский язык и культура речи: Практикум. – Ч. 1-2. – Кемерово, 2006. Рекомендации по оформлению и написанию рефератов студентами заочного отделения даны в: Е.П. Бондарева Методические рекомендации: тематика контрольных работ для студентов ОЗО. –  Кемерово, 2006.

Структура  курса «Русский язык и культура речи»

Тема

Объем

часов

лекции

семинары

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Культура речи как научная дисциплина.

Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка

Основные качества хорошей речи.

Языковая норма.

Нормы русского литературного произношения.

Лексические нормы.

Морфологические нормы.

Синтаксические нормы.

Функционально-смысловые типы речи и функциональные стили русского литературного языка.

Деловое общение: виды и особенности.

Официально-деловая письменная речь (документация).

Реклама в деловой речи.

Основы лекторского мастерства.

Невербальные средства общения.

Культура спора.

Речевой этикет.

Обобщающее занятие

2

-

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

4

2

2

2

-

2

2

2

-

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Требования, предъявляемые к студентам на зачете / экзамене

К концу изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны иметь представление о:

- сущности языка как универсальной системы знаков, выполняющей различные функции (коммуникативную, познавательную, аккумулятивную и т.д.);

- роли языка в становлении личности, формировании общей культуры индивида;

- формах речи;

- особенностях основных функциональных стилей;

- нормативном аспекте речевой культуры;

- особенностях публичного выступления и способах управления аудиторией;

- приемах грамотного ведения спора;

- особенностях речевого этикета и этике поведения в разных ситуациях.

В соответствии с основными задачами изучаемой дисциплины студенты должны уметь:

- ориентироваться в различных речевых ситуациях;

- адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;

- владеть профессионально значимыми жанрами устной и письменной речи;

- грамотно (с соблюдением всех действующих в языке норм) оформлять устные и письменные тексты.

В экзаменационный билет включаются два вопроса: теоретический (ответ на который показывает степень усвоенности знаний по определенной теме) и практический (показывает степень развития вышеперечисленных умений). При ответах на вопросы учитывается эрудиция отвечающего, а также общий уровень речевой культуры.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
134 Kb
Скачали:
0