Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс, страница 9

46. Уловки, используемые при ответах на вопросы.

47. Что такое «этикет»? Каковы его функции.

48. Дайте определение терминам «речевой этикет», «речевая стратегия» и «тактика общения».

49. Назовите особенности языковой структуры этикетных средств. 

50. В чем сущность этики делового общения?

Рекомендации по организации самостоятельной работы

При самостоятельном изучении (повторении) материала или подготовке к практическим занятиям работу следует выполнять поэтапно, самостоятельно контролируя качество выполнения работы на каждом этапе.

Шаг 1. Внимательно прочтите название темы, вникните в ее содержание. Постарайтесь вспомнить материал, прослушанный в лекционном курсе по данной теме (или ранее изучавшийся самостоятельно).

Шаг 2.  Обратитесь к изучению рекомендованной по теме литературы. Чтение может быть сплошным или выборочным, но обязательно осмысленным. Используйте в процессе подготовки и списки дополнительной литературы: информация, представленная в этих источниках расширит не только знания по конкретно изучаемой теме, но и Ваш кругозор в целом. Целесообразно в процессе чтения делать выписки, оформлять конспекты.

Шаг 3. После чтения отдохните, дайте информации «осесть» в Вашем сознании.

Шаг 4. Ответьте на теоретические вопросы по изученной теме. Если на какой-то вопрос не получается ответить сразу обратитесь к соответствующему разделу учебника / пособия и еще раз прочтите материал. После того как ответите на все вопросы, вернитесь к затруднявшему Вас вопросу и ответьте на него самостоятельно.

Шаг 5.  Выполните практические задания и упражнения по теме, обращаясь по необходимости к различным источникам.

Шаг 6. Если задания и упражнения выполняются самостоятельно, рекомендуется проверить правильность их выполнения по словарям.

Темы рефератов для студентов ОЗО

1. Речь как средство самовыражения.

2. Речевой портрет современного молодого человека.

3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

4. Современные проблемы речевой культуры.

5. Как стать хорошим оратором.

6. Литературная норма и речевая практика.

7. Речевой этикет в деловом общении.

8. Жаргон: недостаток или совершенствование языка?

9. Культура русской речи и эффективность общения.

10. Культура русской речи в современных компьютерных технологиях.

11. Современная русская разговорная речь и ее особенности.

12. Паразык – дополнительный канал общения.

13. Культура делового спора.

14. Нормы русского литературного языка и их роль в сохранении культурно-речевых традиций.

15. Современные проблемы чистоты русской речи.

Вопросы к экзамену / зачету

1. Раскрыть содержание понятия «культура речи». Современный русский язык и его особенности.

2. Понятие языковой нормы. Виды норм. Кодификация нормы.

3. Языковая норма как историческое явление. Нормативные словари.

4. Качества хорошей речи. Понятие «правильность речи».

5.  Акцентологические и орфоэпические нормы русского языка.

6.  Лексические нормы русского языка. Понятие «фразеологизма».

7. Морфологические и синтаксические нормы русского языка.

8. Словесные и интонационные средства выразительности. Тропы и стилистические фигуры.

9. Понятие функционального стиля. Виды функциональных стилей.

10. Деловой стиль. Язык деловой документации.

11. Особенности делового общения. Типология служебных документов.

12. Виды делового общения. 

13. публичное выступление, его специфика.

14. Логико-композиционное оформление ораторской речи.

15. План речи, виды планов.

16. Спор, дискуссия, полемика. Полемические приемы.

17. Культура ведения спора. Уловки в споре.

18. Речевой этикет. Языковая структура этикетных средств.

19. Невербальные средства общения.

20. Классификация вопросов и ответов. Искусство отвечать на вопросы.

Список рекомендуемых для самостоятельной работы словарей

1. Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М., 2000.